До поры до времени никто особенно не занимался подведением к ним газа, воды и электричества. Городские жители тихо ковырялись в бедной северной земле, строили небольшие садовые домики, и никто не ждал дикого бума на рынке садовой недвижимости.
Решаем жилищную проблему
Как только столица Югры стала стремительно расти, как только до садовых участков стали доходить городские коммуникации – так тут же садовая земля превратилась в высокодоходный товар под строительство коттеджных посёлков.
А тут ещё и решение Конституционного суда подоспело о том, что на территории садовых кооперативов теперь можно регистрироваться и жить. И земельный вопрос немедленно испортил ханты-мансийцев.
Участки стали резко расти в цене.На них в разы увеличился спрос.
Впрочем, даже сегодня никого особенно не интересует отдельно взятый участок без электричества, сетей и газа в 30-40 километрах от Ханты-Мансийска. Острый коммерческий интерес появляется именно там, где есть кусочек маленького северного рая с нормальным обустройством и инженерными сетями.
Мы уже писали о конфликтной ситуации, которая возникла вокруг некоммерческого садоводческого товарищества (ПСК) «Патриот». 100 семей-участников этого кооператива на протяжении трёх лет пытаются получить землю под садовые участки и впоследствии построить на них дома, тем самым решив свою жилищную проблему. Депутатские слушания по их вопросу состоялись в прошедший четверг в Ханты-Мансийской городской думе и дали совершенно новое понимание проблемы.
Депутаты и глава города вынесли вопрос на общественные слушания, которые будут проведены в определённый законом срок. На этих слушаниях жители Ханты-Мансийска должны будут определить судьбу пяти земельных участков, находящихся в зоне природных территорий города. Чтобы ветераны боевых действий смогли получить эти земли, их надо перевести в зону сезонного проживания (т.е. в садовые участки) и в зону жилой застройки усадебного типа. Решение взвешенное, законное и абсолютно верное.
Однако, процесс выделения тех или иных участков в городской черте очень непростой. Есть требования закона – и на страже этого закона стоит прокуратура. Заместитель межрайонного прокурора Ханты-Мансийска Александр Забозлаев комментирует ситуацию следующим образом: «Вся проблема в том, что сегодня свободной земли в Ханты-Мансийске нет, - объясняет он. - Те земли, которые есть, на мой взгляд, целесообразнее отдать не под сады и огороды, а под индивидуальное жилищное строительство. В Ханты-Мансийске есть документ «Правила землепользования и застройки». Он долго прорабатывался и рассчитан на длительное использование.
И есть определённый порядок перевода земель из одной категории в другую: должно быть решение представительного органа власти, решение на публичных слушаниях, проведение целого ряда экспертиз… И насколько сложен процесс принятия «Правил землепользования и застройки», настолько же сложен процесс внесения изменений в них. На мой взгляд, это правильно. Мы же не можем разбить дачи, к примеру, на центральной площади Ханты-Мансийска!» .
Бесквартирный «хвостик»
Принятое на депутатских слушаниях решение устраивает и членов ПСК «Патриот». Но есть один нюанс. В жилье нуждаются не только участники боевых действий, в городе существует льготная очередь, обойти которую «Патриот» не сможет при всём желании. Глава администрации Ханты-Мансийска Максим Ряшин обрисовывает проблему следующим образом: «Для того, чтобы полностью «закрыть» всю льготную очередь (а это более шестисот человек, среди которых и 100 членов ПСК «Патриот»), необходимо найти в городской черте 70 гектаров земли, перевести их в зону сезонного проживания и в зону жилой застройки усадебного типа. Вот этим мы в городской администрации сейчас очень активно занимаемся. Потому что 70 гектаров полностью закрывают потребность в земельных участках для всех участников льготной очереди. Для всех шестисот. А это – чернобыльцы, многодетные семьи, ветераны боевых действий».
Почему проблема 100 членов ПСК «Патриот» потянула за собой проблему всей льготной очереди? А таковы требования закона. Ни городская дума, ни администрация Ханты-Мансийска не могут идти против действующего законодательства – в противном случае тут же вмешается прокуратура. Александр Забозлаев держит руку на пульсе: «Если говорить о льготной очереди на получение земельных участков, то там по закону имеет значение дата подачи заявления в орган местного самоуправления.
Подал льготник заявление, зарегистрировали его – всё, по закону его право первоочередное по отношению к тому, кто заявление подал позже. Когда мы говорим о том, чтобы предоставить членам ПСК «Патриот» 100 земельных участков, то как быть с теми же чернобыльцами, которые не создали некоммерческое партнёрство, но в льготной очереди в администрации стоят уже давно? По закону, если в льготной очереди впереди ветерана боевых действий из ПСК «Патриот» стоит чернобылец или многодетная семья, землю должны получить именно они. Я здесь вижу выход один: надо изыскать те самые 70 гектаров земли, желательно, одновременно, и предоставить землю всем участникам льготной очереди».
Кедровая религия
Ещё один момент. На участках, которые хотят получить члены ПСК «Патриот», растёт кедрач. Но в Ханты-Мансийске и среди депутатов, и среди городских жителей сложилось совершенно трепетное отношение к городским лесам, тем более - к кедрачам Самаровского чугаса. Есть мобильная инициативная группа из старожилов, которая ходит на все публичные слушания и ревностно следит за выполнением природоохранного законодательства. Недавно вырубка одного-единственного кедра в районе гостиницы «Миснэ» чуть не вызвала крупный публичный скандал. И никто никогда не позволит вырубать какие бы то ни было леса в городской черте. Любая попытка вырубки леса на земельных участках немедленно вызывает жесточайшее общественное противодействие.
И.о. директора бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Природный парк «Самаровский чугас» Ирина Безденежных объясняет: «Мы сделаем всё возможное, чтобы наши резервные территории не пошли под жилую или дачную застройку. Там, где есть леса, ничего делать нельзя. Это же «лёгкие» города. И Самаровский чугас, его резервные территории – это настоящие жемчужины Ханты-Мансийска и Югры, наша гордость».
История с ПСК «Патриот», по большому счёту, фиксирует существование в Ханты-Мансийске развитого гражданского общества. Одна из его групп стремится к получению земельных участков в городской черте. Это стремление понимают депутаты городской думы, представители городской администрации и прокуратуры. Однако, на публичных слушаниях другая общественная группа - ханты-мансийских старожилов - обязательно будет биться за сохранение городских лесов. И биться до последнего, если перевод участков земли под дачную застройку или жилищное строительство станет угрожать зелёным «легким» Ханты-Мансийска.
Представители городской администрации и прокуратуры едины во мнении, что решение земельной проблемы одной части льготников за счёт другой происходить не должно. Хотя бы потому, что это незаконно. Теперь идёт поиск 70 гектаров земель в городской черте, чтобы сразу решить все проблемы для всей льготной очереди. Кстати, на другой стороне Иртыша, на территории Ханты-Мансийского района, на 18,19-м и на 41-м километрах трассы Ханты-Мансийск – Нягань есть свободные земельные участки под дачное строительство.
Так история с ПСК «Патриот» выявила много неожиданных подробностей и нюансов.
Главное - найти разумный компромисс, устраивающий всех.