Мода вятичей "на северах"

   
   

"Зовут меня Ждана. Родилась я в небольшой деревеньке на Оке, а потому новости до нас долго доходят, живём мирно, киевскому князю Владимиру дань платим..." - так начинается легенда костюма, который шьёт Галина Юрукина. Уже несколько лет она занимается в секции исторической реконструкции в ханты-мансийском Центре спортивно-технического и патриотического воспитания.

Гольфы вяжут... иглой

- Галина, насколько я знаю, в секции раньше костюмами не занимались?

- Мы изначально хотели заниматься реконструкцией, то есть воссоздавать костюмы ушедших эпох в мельчайших подробностях. Но не было людей, которые бы знали, как это делается. Мы просто готовились к так называемым ролевым играм, бились на мечах, которые заказывали по сети Интернет, а в качестве защиты - это необходимо по технике безопасности - использовали кольчуги и шлемы, которые привёз наш директор Виктор Крот. Потом пришли люди, которые занялись реконструкцией всерьёз.

- Как выбираете эпоху, откуда берёте источники?

- Есть определённые рамки, в которые желательно укладываться. Это раннее Средневековье, Западная и Восточная Европа. Туда входят славяне и скандинавы. Мы выбрали именно эти народы. Реконструкция предполагает обращение к "копанине" - материалам, которые находят археологи, или к изобразительным и письменным источникам эпохи. Одним словом, нужно "перекопать" очень много материала. Я выбрала костюм вятичей. По описанию он мне понравился больше всего.

- В изготовлении исторического костюма есть какие-то особенности?

- В идеале костюм должен быть исторически точно выполнен, нужно придерживаться технологии наших предков. Конечно, сшить две рубашки ручным швом очень нелегко. Сложно найти историчные выкройки - не было найдено ни одной целой рубашки славян, ни одного узора вышивки (до XIII века), а ведь одежду вятичей без украшений представить невозможно. У моего костюма из украшений только тканые пояса и головной убор - платок, покрашенный дубовой корой. Вот ещё ботинки сшила из свиной кожи по историчным выкройкам. Шерсть пряду на прялке и тку потом полотно на маленьком ткацком станке, который сделал мне папа. Ещё вяжу. Причём во времена вятичей спиц ещё не было - вязали иглой. Была "мода" носить что-то наподобие нынешних гольф, вязанных иглой.

Красители только природные

- Где ты приобретаешь ткани для своих костюмов?

- Это тоже проблема. В Ханты-Мансийске льна практически нет, а разброс цен - от 210 до 600 рублей за метр. Многие заказывают ткани в Омске, Челябинске, Шадринске. Причём нужно брать лён, выкрашенный в естественный цвет или некрашеный, чтобы покрасить его самостоятельно. Это даёт дополнительный плюс костюму. Красить можно только природными красителями. Например, дуб даёт ткани коричневый цвет, можжевельник - зелёный, красно-оранжевый цвет приобретают ткани, покрашенные луком или мареной, а синий получается от черники. Когда начинаешь красить, находишь множество интересных оттенков цветов, которых раньше не замечал. А цвет нужно потом закреплять уксусом, берёзовой золой - технология достаточно тяжёлая.

- Вы общаетесь с реконструкторами из других городов?

- Редко. На Севере мало подобных клубов. Насколько я знаю - только в Сургуте и Нефтеюганске. У нас есть связи с Омском, Шадринском, Санкт-Петербургом. С этими городами мы ещё не проводили турниров, а вот с сургутяне и нефтеюганцы к нам приезжали. Мне осталось соткать платок, панёву, приобрести необходимые украшения, и тогда с костюмом можно будет выезжать на серьёзные фестивали.

Смотрите также: