Комиксы с русскими корнями

   
   

Русского рисовальщика Хихуса любой увлекающийся комиксами знает как икону стиля. Это примерно то же самое, что Алина Кабаева в мире гимнастики, только Хихус жонглирует смыслами...

Родом из Америки, комикс стал своим и в Японии, и в Италии, и во Франции. В России что-то подобное уже было раньше: русский лубок, возникший на стыке 16 и 17 веков. Понятие "лубок" произошло от слова "луб" - слоя берёзовой коры, на котором изначально изображали картины из жития святых, а сами изображения раскрашивали в три-четыре цвета. Позже появились лубки вольного содержания - и закат русского лубка не замедлил прийти. Вот он-то как раз был приметой своего времени - и покинул нас, оставшись разве что в учебниках истории и изобразительного искусства. А с комиксом получилось по-другому: зародившись на Западе, он "заразил" миллионы людей по всему миру. И даже в России, долго обходя вниманием, в итоге его приняли как откровение, хотя новое - хорошо забытое старое. Знакомым с русским лубком не нужно много времени, чтобы понять, что же такое комикс: история в картинках, имеющая начало и конец, с минимумом текста или совсем без него. Издаются целые книги, состоящие только из комиксов, масса журналов и даже фильмы, сделанные по комиксам, что стало уже привычным. За 70 с лишним лет своего существования "комик-стрип" - юмористическая газетная полоска - мутировала в отдельный жанр. Русскому лубку такое и не снилось.

Ханты-Мансийск впервые за свою историю принял у себя выставку "КомМиссия", проходящую в рамках фестиваля "Большая вода". "КомМиссия" - явление международное, но в 2002 году Хихус и Наталья Монастырёва учредили его российский аналог - и фактически выпустили джинна из бутылки. В России к тому времени сформировался целый ряд своих художников, рисующих комиксы. Сегодня фестиваль "КомМиссия" входит в пятёрку крупнейших мировых фестивалей, ежегодно открывая миру новых иллюстраторов и художников-графиков и знакомя с мэтрами жанра...

Комикс во всём мире называют "девятым искусством", отводя ему не слишком-то почётную роль. Но фестиваль разрушает миф о том, что рисованные истории - это несерьёзно, а сюжеты ограничиваются "гэгами". На выставке в Ханты-Мансийске местных авторов нет - уровень пока не тот, но свои работы художники присылают на суд жюри, а значит, спустя некоторое время в России могут появиться свои иконы стиля в мире комиксов, далеко ушедших от своего прадедушки-лубка...

Смотрите также: