Когда за аэропортом рухнул первый кедр (а вырубили их почти 2000), телефоны в городских организациях стали разрываться ... Конечно: священное дерево - и под топор! Но... скоро общественность затихла, продемонстрировав безразличие к судьбе бессловесных деревьев и затаив обиду на рубщиков. А разобраться бы стоило...
Топор в законе
Из 26 гектаров, подпадающих под вырубку, на 20-ти уже только пеньки. Оставшиеся 6 гектаров ещё шумят кронами, ожидая своей участи. Вырубило деревья ООО "Юграавиа". Публичные слушания, необходимые для принятия решения прошли ещё в прошлом году. Информацию о времени и месте их проведения разместили в СМИ (правда, кто её видел?)
На сайте городской администрации есть соответствующий документ N 956 за подписью экс-главы города А. Букаринова. Всё, вроде, по закону. Но вопросы остаются.
С какой целью срубили деревья? Оказывается, Ханты-Мансийский аэропорт борется за статус международного. Для этого нужно привести приаэродромную территорию в соответствие с нормами и требованиями авиационной безопасности. "Всё делается для безопасности пассажиров, - поясняет генеральный директор ООО "Юграавиа" Анатолий Тулинов. - 5 лет назад при сертификации нам сделали замечание, что на приаэродромной территории есть препятствия недопустимой высоты. Мы 8 лет бились за получение документа на вырубку. Разрешение нам дали. Геодезисты определили, какую часть нужно вырубать. Кстати, вырубили не всё. Восстановительные мероприятия мы проведём: сделаем, как власти скажут".
Не успели зарезервировать леса
Но эти леса должны были получить статус особо охраняемой территории! "В 2002 году вышло постановление о резервировании этих территорий под природный парк Самаровский чугас, - объясняет и.о. директора парка Ирина Бежденежных, - Но по новому кодексу резервирование возможно лишь на 7 лет. Из-за долгих согласований в Министерстве природных ресурсов мы вынуждены были подать новые документы, а лес оказался в это время незащищённым". Одни боролись за лес, другие - за статус.
А нужен ли в Ханты-Мансийске международный аэропорт? Идея создания транзитных и пересадочных центров - аэропортов-хабов - прописана в Транспортной стратегии России до 2030 года. Ближайший хаб - в Екатеринбурге, а несколько лет назад в России в роли "проходного двора" выступал лишь Шереметьево. Смысл создавать такие аэропорты есть либо в мегаполисах, либо на окраинах страны: лететь в Европу из того же Питера куда проще и дешевле, чем из Ханты-Мансийска, который, как пуп, торчит посередине России. Запланировано построить 9 аэропортов-хабов - и Ханты-Мансийск в их число не входит. Так был ли смысл рубить?
Возмущался по поводу вырубки каждый второй - а конкретные действия предприняли единицы. Как не вспомнить историю с Химкинским лесом! Защитники вековых дубов днюют и ночуют в лесу, договариваются с властями об альтернативных путях прокладки трассы Москва - Питер, лишь бы спасти лес. А в Сибири его, видимо, много. И потеря двух тысяч кедров не так заметна. Но за сибиряков от этого обидно вдвойне.