Ещё в начале восьмидесятых Савелий Самбиндалов с озера Турват Берёзовского района считался вполне состоятельным оленеводом. Но судьба распорядилась по-своему. В семье один за другим появились шестеро детей: четверо мальчиков и две девочки, и надо было выбирать, либо оленей пасти, либо детей на ноги ставить.
Вернулся к ремеслу
Теперь дети выросли, ещё и внуки появились. Хозяйство у Савелия крепкое, и всё чаще стала появляться мысль: а не вернуться ли к прежнему образу жизни, к оленеводству? Мысль эта крепко засела в голове Савелия. На Медвежьем празднике Самбиндалов с этой идеей обратился к депутату думы Югры Татьяне Гоголевой. Почти случайное знакомство положило начало большому проекту.
"По возвращении в Ханты-Мансийск, - рассказывает Татьяна Гоголева, - мы положили это всё на бумагу, разделив на два этапа. Первое - помочь Савве в летний период отстроить корали на указанном им месте, куда можно было бы пригнать оленей, и построить временный дом, где бы семья могла прожить в зимне-весенний период, откуда уже по завершении весны Самбиндаловы будут отгонять оленей на летнее пастбище.
В конце июля вместе с приехавшими мансийскими плотниками и их жёнами команда вылетела на Сысью, чтобы реализовать задуманное. Савва, его жена Татьяна, четверо сыновей и внук Димка уже ждали строителей на задуманном месте. С ходу начали ставить чум, палатки, Татьяна мастерила хлебную печь из старой железной бочки: ведь целых пять дней предстояло кормить команду из 22 человек! Кто-то таскал воду по обрывистому берегу от реки, кто-то делал декоративную загородку от ветра... Двое лесников увлекли хозяина за только что сделанный стол и разложили карту с документами.
Савва был удивлён, увидев, как на карте трансформировались его угодья. Он совсем не был против того, что к его старой территории присоединят значительный кусок на востоке (для удобства выпаса будущего стада), но никак не мог взять в толк, почему само озеро Турват было разделено чертой ровно наполовину: одна половина, как объясняли представители закона, по-прежнему принадлежала ему, Савве, другая же была собственностью государства.
На следующий день мужчины отправились рубить жерди и ставить кораль, ограду для оленей, а женщины занялись хозяйством. Удивительно, как много всяких нужных и полезных вещей можно наделать из берёсты! Первой явилась на свет берестяная собачья миска, из которой девятилетний пёс Орсик подъедал припасы. Второе - кораблик в руках у шестилетнего Димки, внука Саввы. Дальше пошли самодельная мыльница, на ходу сделанная одной из участниц экспедиции, многочисленные софты и даже практичные стельки для обуви.
Необходимое условие при обустройстве стойбища: всё делать традиционным способом. Поэтому и хлебную печь лепили по традиции, из глины, смешанной с травой, и кораль рубили по-особому, и даже для избы-времянки один из сыновей Саввы, Илья, сам вырубил рамы для окон.
Свадебный аргиш
По вечерам все смотрели фильмы. Особый интерес у хозяина вызвала игровая картина, снятая уральскими хантами, "Свадебный аргиш". Савва даже попросил показать фильм жене Тане. Актуальная тема взволновала обоих, и не мудрено: в семье 4 жениха и две невесты. А составить хорошую семейную пару среди манси сегодня ой как не просто!
В последний день почти не работали. Готовились к отъезду и к прощальному вечеру, мастерили друг другу подарки. По первому снегу в эти вновь построенные корали пригонят оленей.
"Мы понимаем, - рассказывает Татьяна Гоголева, - что и времени уже достаточно немного, а ведь ещё надо успеть определить маршрут перегона, найти хозяйство, где бы можно было приобрести оленей. Наш проект поддержала и губернатор Югры. Она дала поручение правительству, чтобы тех 80 оленей, которые были подарены Югре на 80-летие губернатором Ямала, отдать этой семье. Я считаю, что это замечательно - когда подарок одного губернатора и решение другого, взаимоусиливая друг друга, положат начало такой очень важной хозяйственной традиции для семьи".
Очень важно, чтобы те меры государственной помощи, которые сейчас нарабатываются новой концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера до 2020-го года в Югре, были бы направлены адресно, конкретно на тех людей, которые способны и обеспечить самозанятость, и улучшить благосостояние жителей округа. Олени - если можно так выразиться, ресурс возобновляемый. А в районах оленеводства и пожары случаются реже, и рыба в реке не переводится. И лес находится в хорошем состоянии - хозяева следят. Это их земля. И им на ней жить. Пилотный проект призван положить начало очень многим полезным начинаниям. Возожно и другие семьи на западе Ханты-Мансийского автономного округа, глядя на эту семью, возьмутся за восстановление частного оленеводства.
Смотрите также:
- В Нижневартовском районе закрыли две ледовые переправы →
- В Югре закрыто 17 ледовых переправ →
- Карта ледовых переправ в Югре →