С начала года в России почти на 200% увеличилось число ДТП с участием электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сигвеев… Есть погибшие и раненые. Югра пополняет печальную статистику – в округе бум электроустройств. Для того чтобы ими управлять, водительское удостоверение не требуется. Но при этом дорожные гаджеты могут развивать скорость до 100 километров в час. Аварии с участием велосипедов тоже не редкость.
Тротуар – для пешеходов
В Сургуте велосипедист врезался в такси. К счастью, автомобиль двигался медленно, и подросток получил лишь травму ноги. В Нижневартовске несовершеннолетний велосипедист не доехал несколько метров до пешеходного перехода и выскочил на дорогу перед движущимся автомобилем. Результат – травма. Случаи, когда дети неожиданно выезжали на велосипедах на дорогу перед движущимся транспортом, зафиксированы в Мегионе, Пыть-Яхе, Ханты-Мансийске… В этом году в округе произошло уже 2 ДТП с участием электросамокатов и 15 – с велосипедистами. У пешеходов к водителям дорожных гаджетов нареканий много. «Открылись пункты проката электросамокатов, гироскутеров, и людей просто сбивают на тротуарах. Водители этой техники, и велосипедисты, кстати, тоже, подъезжают сзади неслышно, на большой скорости, пугают пешеходов. Неужели так сложно просигналить, как это делают в больших городах?» –спрашивает Анна Самохина из Ханты-Мансийска. «Люди не слышат друг друга. Как обязать пешеходов снимать наушники?» – задаёт встречный вопрос велосипедист Валерий Рогозин и отмечает, что велосипедная культура в округе за последнее время очень подросла. Кстати, велосипед – это полноценное транспортное средство, и ездить на нём по тротуарам разрешено только детям до 14 лет. А перед тем, как пересечь перекрёсток, велосипедист обязан спешиться. «Если он это сделает, то получит статус пешехода, и ему предоставят преимущество в переходе», – объясняет начальник отделения исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Югре Евгений Буцилин.
Проблема в голове
Если с обычными велосипедами всё более-менее понятно, то велосипеды, самокаты и другие индивидуальные средства передвижения, оснащённые электродвигателями, до сих пор не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. «Если электросамокат может разгоняться более 30-40 км в час, то на него должны распространяться правила как на мопеды, включая требование наличия водительского удостоверения», – считает руководитель рабочей группы ОНФ Пётр Шкуматов. Минтранс и МВД предложили ограничить скорость электросамокатов, гироскутеров и т.д. до 20 км в час и ввести штрафы за нарушение ПДД. Предложений много, но воз и ныне там.
Едет как хочет?
Электросамокат по своим техническим характеристикам уже превзошёл скутер, а значит, человек, который им управляет, – источник повышенной опасности. Но де-юре водители самокатов приравниваются к пешеходам. Это позволяет им уходить от ответственности при несчастных случаях. А ещё это усложняет практику применения ст. 1079 Гражданского кодекса. По закону человек, пострадавший от столкновения со средством повышенной опасности, имеет право на возмещение вреда здоровью и жизни независимо от того, был виноват водитель или нет. Пока законодатели взвешивают все нюансы, сотрудникам Госавтоинспекции приходится вести разъяснительную работу, лекции и практические занятия в школах. Ведь главное, чтобы лето было безопасным…