Везде ли дорога новому? Жители Сургута к модернизации относятся настороженно: их не устроили ни новый ж/д вокзал, ни обновлённая транспортная сеть. За что горожане критикуют проекты администрации, разбиралась корреспондент ugra.aif.ru.
«Причесать» вокзал
Вокзальный комплекс Сургута – с богатой историей. В 80-х его спроектировал Владимир Авксентюк. Благодаря своей архитектуре в 2017 году вокзал даже попал в топ самых необычных в России. Все дело в том, что на фасаде красовалась масштабная мозаика от художника Германа Черёмушкина – четыре фигуры, которые символизировали «музы» северного края: Тайгу, Воду, Энергию и Нефть. А внутри было мозаичное панно с картой города.
За более 30 лет существования вокзал почти не подвергался реконструкции. После нескольких лет обсуждений власти совместно с РЖД приняли решение обновить здание и в 2019 году опубликовали проект от новосибирских проектировщиков. По нему постройка подразумевалась в сине-красных тонах с традиционными югорскими орнаментами. По сути, это было абсолютно новое здание за 2,5 млрд рублей. Тогда проект вокзала из-за слишком яркой цветовой гаммы раскритиковали жители города. Популярный российский блогер-урбанист заявил, что старый вокзал – «хороший пример советского модернизма», и его нужно лишь немного осовременить. Многие сургутские общественники также высказывались за необходимость сохранить архитектурную самобытность здания.
«Внутренняя инфраструктура вокзала представлена весьма «колхозными» торговыми точками, плохо пахнущим туалетом и сомнительными закусочными. Если всё это привести в порядок, установить на лестнице эскалатор и всячески «причесать» вокзал, по возможности стараясь максимально сохранить его изначально задуманный внешний и внутренний вид, может получиться вполне неплохо», – писал местный блогер и активист Юрий Семенков.
Масштабные работы по перестройке все же стартовали в марте. Здание стали сносить. Для пассажиров открыли временный павильон. И вроде бы сургутяне похоронили воспоминания о наследии советского периода и монументальном искусстве и смирились с новым проектом, как в соцсетях неожиданно появился новый дизайн-проект. По площади вокзал будет в два раза больше своего предшественника с современными удобствами и в белых тонах. Открыть его планируют в 2025 году.
«Ещё раз обсудили внешний вид будущего здания. Он должен быть современным и оригинальным. Потому что это Сургутский вокзал! Это лицо нашего города. Так же, как должно остаться и уникальное мозаичное панно, которое украшало старое здание», – высказался председатель Думы Сургута Максим Слепов.
Не трогайте автобусы
Не успели затихнуть страсти по ж/д, как возникла другая проблема. С 1 мая в городе изменится направление движения 28 автобусов и семи маршруток. Новую схему общественного транспорта на днях опубликовали на сайте городской администрации. Благодаря ей, по мнению чиновников, среднее время нахождения транспорта в пути сократится с 43 минут до 32, а ожидание – до 6–10 минут. И все вроде было бы складно, пока со схемой не ознакомились сами жители экономической столицы округа. Горожанка Наталья Ивайкина создала петицию об отмене новшества, которую подписали порядка 200 человек.
«Всю сеть построили на пересадках! Людям теперь добираться до работы, школ, садов, дач будет очень проблематично. А как быть пенсионерам, детям-школьникам? Оставьте нам старые маршруты и добавьте новые», – сетует женщина.
Почти 400 комментариев под постом о запуске новой маршрутной сети оставили горожане в официальной группе администрации в соцсети «ВКонтакте». И большинство их было негативными.
«Маршрутная сеть не менялась в Сургуте более 20 лет. Город вырос, изменилась его территориальная структура, – пояснил мэр города Андрей Филатов. – Внедрение сети будет гибким, постепенным. Сначала мы её запустим в тестовом режиме, оценим эффективность, проанализируем и, не исключаю, в какой-то части подкорректируем».
Он также заявил, что пересадка на другой автобус в течение 45 минут поездки будет бесплатной. То есть по одному и тому же билету можно пересесть и поехать дальше в нужную точку. Но и это не устроило сургутян. Тогда чиновники сами сели в автобусы, чтобы протестировать маршруты. То ли спорить устали, то ли далеко не уехали, но дачные направления администрация решила пока оставить в покое. Еще в 7 маршрутов внесли изменения.