Югорчане оставляют в наследство детям своё ремесло

Народный мастер России Мария Мерова раскраивает платок. © / Союз мастеров традиционных промыслов КМНС

Югорчане – представители коренных малочисленных народов Севера – оставляют в наследство детям своё ремесло. Об этом рассказала председатель Союза мастеров традиционных промыслов коренных народов Югры Надежда Молданова.

   
   

По ее мнению, это помогает не только обеспечить семью всем необходимым, но сохранить народную культуру в целом. В Год семьи югорчане рассказывают о своих традициях.

«У ханты, манси и лесных ненцев похожие традиции, – пояснила Надежда Молданова. – Когда невестка приходит в дом мужа, она уже многое умеет. При ней непременно должен быть тутчан – сумочка для швейных принадлежностей, её главное приданое. С этого момента она должна одевать мужа и детей. В новой семье её обучение продолжается, отвечает за него свекровь. Дело в том, что есть локальные группы – ваховские, юганские, казымские ханты, ляпинские манси и т.д. Каждая имеет различия в традиционной материальной культуре: в покрое, орнаментах, техниках исполнения. Люди, проживающие на реке Казым, изготавливают предметы не так, как на реке Вах, сохраняется преемственность ремесленных традиций. С давних времён хантыйские и мансийские девушки нередко выходили замуж далеко от родных мест – приходилось учиться всему у новых родственниц. И сегодня многие мастерицы говорят, что научились ремёслам от свекровей».

По словам Надежды Молдановой, в семейно-родовой системе сохраняется народная культура, и это обязательное условие функционирования народного искусства. Навыки передаются из уст в уста, из рук в руки. «Отец или дедушка учит мальчика ремеслу, начиная с простых предметов или миниатюр: игрушек, маленьких ножичков. Так же у женщин: девочка мастерит народные куклы акань, играя и одновременно обучаясь работе с тканью, бисером. Затем учится обшивать семью под руководством матери, бабушки», – делится подробностями Надежда Молданова.

По ее словам, до начала прошлого века считалось, что и мастер, и мастерица должны быть универсалами, чтобы обеспечивать семью всем необходимым. Со временем у человека появляется любимый материал. И тогда этот мастер обеспечивает всю большую родню предметами из этого материала. К примеру, на Казыме в каждом населённом пункте и чуть ли не в каждой семье есть коробочки из бересты известной мастерицы Ксении Григорьевны Ерныховой, берестяными изделиями славится и Полина Кузьминична Рандымова. У народного мастера Зои Никифоровны Лозямовой – идеальная аппликация в технике «ткань по ткани», которой украшают платья, халаты. Среди родни известно, кто в чём мастер. Едут в гости – мастерят подарки, так и происходит обеспечение родственников. Или покупают ткань и просят умельца сшить одежду. На национальных праздниках – к примеру, 9 августа, в День коренных народов мира, – ханты, манси, лесные ненцы бывают целыми семьями, и непременно в традиционной одежде с ног до головы. Людям важно сохранять навыки её изготовления. Хочется, чтобы в Югре и дальше умели делать туеса, корневатики, колыбельки.