Когалым появился средь тайги и болот благодаря людям, приехавшим осваивать подземные кладовые Тюменского Севера. В масштабах страны это был второй БАМ. Трудовой подвиг тех лет нашёл отражение в работах профессиональных художников, в том числе Айрата Гайнанова.
Средь тайги и болот
«Коголым» в переводе с хантыйского означает «топь», «болото», «гиблое место». Сегодня уже не верится, что именно такими были места, на которых вырос красавец город. Сперва там, где находился палаточный лагерь, в котором обосновался первый десант строительно-монтажного поезда, появилась железнодорожная станция Когалымская и рабочий посёлок, который стал городом уже через 9 лет. Вместе с Лангепасом и Ураем Когалым стал городом, давшим название одной из крупнейших в стране нефтяных компаний – «ЛУКойлу».
Айрат Гайнанов приехал в Когалым в середине 80-х годов уже состоявшимся профессиональным художником. То, что Север затянет его на несколько десятилетий, он и не предполагал. В настоящий восторг приводила Гайнанова не столько романтика происходивших в Западной Сибири перемен, сколько романтика северной природы.
«От акварелей веет прохладой, – делится своими впечатлениями Маргарита Толоконцева. – Особенно это хорошо ощущается, когда на улице жара. Кондиционер не нужен! Достаточно взглянуть на осенне-зимние пейзажи Айрата Даяновича!»
Каким разным бывает северное небо, знают только те, кто здесь живёт. Но отобразить его на картинах акварелью может лишь искусный колорист.
«Я не знала этого художника, пока не увидела его работы по телевизору, – говорит жительница п. Хулимсунт Мария Двинянинова. – Они же как живая природа! Так может увидеть и изобразить её только настоящий мастер!»
Закостенелый академист
Но не только как мастер акварельного пейзажа известен Айрат Гайнанов. Бывая на стойбищах, художник создал яркую галерею тщательно прописанных портретов коренных жителей Севера в естественной для них среде обитания – тундре или в лесу. Загляните в их глаза! В них нет суетливости. На лицах спокойствие и умиротворённость. И это не вымысел художника. Скорее результат многолетних наблюдений за бытом и традиционным укладом жизни коренных народов.
«Я закостенелый академист, – говорит Айрат Гайнанов. – Я стараюсь продолжать традиции русской реалистичной школы живописи и великих художников романтизма».
Акварельные картины Гайнанова, произведения станковой живописи находятся в коллекциях музеев Югры, России, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Посвятив Тюменскому Северу не один десяток лет своей жизни, Айрат Гайнанов вписал своё имя не только в летопись Когалыма, но и всего региона.