История на кончике иглы. В Ханты-Мансийске одежду украшают узорами-оберегам

В линейке бренда есть и интерьерный текстиль – это скатерти с образами древней вышивки Югры © / Артур Юнусов / Из личного архивa

Некоторые считают, что древней вышивке место в музее, под стеклом. Но югорский бренд «Сури» доказывает, что традиции из прошлого могут быть актуальными и сейчас.

   
   

Верный путь покажет Сури

«Югорская вышивка знаменита, уникальна. Бытовала она на реке Конде и её притоках. У кондинских манси есть легенда о птице Сури – это чайка, которая своим крылом оберегает людей и селения от невзгод, проблем и указывает верный путь. Так и родилось название», – рассказывает основатель и главный дизайнер дизайн-студии Ксения Илауски.

Центр народных художественных промыслов и ремёсел изучает этнографические материалы – праздничные костюмные комплексы остяков и вогулов конца XVIII – XIX веков, восстановленные по музейным коллекциям, которые хранятся в России, Венгрии и Финляндии. «Там более 20 лет занимались восстановлением этой вышивки. И уже современные дизайнеры, художники и исследователи обращаются к тем базисным знаниям, чтобы взять их за основу и переработать в современном ключе, – объясняет Ксения Илауски. – Мы много работали с исследователями, искусствоведами, этнографами, которые восстанавливали эту древнюю вышивку. Не секрет, что она исчезла на рубеже XIX – XX веков. Это были богато украшенные одежды женщин и мужчин с вышивкой с головы до пят. Всё научное и искусствоведческое сообщество считает эту вышивку шедевром Западной Сибири». Простой свободный крой одежды, натуральные спокойные оттенки тканей и яркие украшения лишь подчёркивают  древние корни вышитого узора.

Лён и вышивка

Сегодня в дизайн-студии шьют мужскую и женскую одежду по индивидуальным меркам – футболки, худи, рубашки, жилеты, кафтаны, пиджаки с характерными орнаментами и аксессуары – ободки, чехлы, косметички, косынки, палантины и сумки-шоперы. В линейке бренда есть и интерьерный текстиль – это скатерти с образами древней вышивки Югры. «Основу коллекции бренда «Сури» составляют лён и вышивка. Лён мы закупаем российского и белорусского производства. Машинную вышивку применяем, потому что ручная очень длительна по исполнению и очень дорого стоит. Машинная вышивка делает одежду и аксессуары более доступными», – объясняет Ксения Илауски.

Черпая идеи из древнего искусства, дизайнер остановилась на образах птиц и деревьев. Мотив древа жизни олицетворяет всеобъемлющий символ жизни, триединство миров, гармонию Вселенной. Птицы – это связующее звено между небом и землёй, посланники Верховного Бога. Именно так родилось представление о целостности мира у народов Севера. Силуэты птиц изображали лаконично, примитивно – через зигзаги и кривые линии и более сложно – через легко узнаваемые и фантазийные силуэты.

Вышитые на женской одежде композиции призваны оберегать. Они олицетворяют союз женского и мужского начал и направлены на благосостояние, гармонию жизни.

Вышивка на мужской одежде – птицы и деревья в виде усложнённого креста – символа верховного божества. Это сильный оберег, придающий мужчине уверенность и силу.

   
   

Умеем удивлять

Бренд «Сури» уже успел заявить о себе на разных площадках. На международном фестивале «Арт Пространство Амур» коллекция заняла 1 место в номинации «Текстиль», в категории «Профи».

Показ коллекции на II Этно-fashion фестивале народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Стиль жизни – культурный код» в Казани, в Казанском Кремле, произвёл неизгладимое впечатление на искусствоведов, дизайнеров и журналистов. «Коллекция изумительная, красивая. Привлекательная. Вызвала полный восторг со стороны VIP-гостей. Руководитель телеканала «Дунё буйлаб» из Узбекистана отметила высокий профессионализм. Её ничем не удивишь, но наш фестивальный показ её удовлетворил полностью», – поделилась эмоциями в своих социальных сетях журналист и известный казанский общественный деятель Римма Кашапова. «Мы с радостью показываем свой опыт, опыт Югры. Мы первые, кто привёз и показал молодёжную капсулу готовой одежды прет-а-порте с кодами древней вышивки. Было много гостей, приглашённых из соседних дружественных стран – Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. Евразийское сообщество с огромным интересом смотрит за инициативами в России, которые связаны с традиционным искусством, потому что в тех странах исторически очень высокий интерес к своему наследию и его переработке для современной жизни», – объясняет Ксения Илауски успех коллекции. В копилке бренда и подиумный показ коллекции на Восточном экономическом форуме – 2022 во Владивостоке.

Впереди у Ксении масса работы: «Мы поставили задачу выйти на площадки маркетплейсов. Готовимся к выпуску игры по мотивам древней вышивки Югры. Хотим расширить коллекцию, ориентируемся на гостей, которые хотят увезти что-то памятное о Югре».