Итоги сезона. Музейщики Югры обменялись опытом на юбилейной биеннале

Одним из ключевых событий биеннале стала Всероссийская научно-практическая конференция. © / Центр социальных медиа Югры

В Ханты-Мансийске состоялась юбилейная, Х Югорская полевая музейная биеннале. Цель этого мероприятия – создать творческое пространство для укрепления и развития музейных связей, межотраслевых коммуникаций для сохранения историко-культурного и природного наследия Югры.

   
   

Лучшие практики

Полевая музейная биеннале направлена на поддержание традиции ежегодных академических и музейных конференций по итогам прошедшего полевого сезона. Учёные и сотрудники музеев представляют здесь результаты полевых исследований.

В этом году на одно их главных событий в сфере культуры Югры собралось около 130 человек из Российской академии наук, музеев, университетов, общественных организаций 26 регионов России, в том числе Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Новосибирска, Екатеринбурга, Ижевска, Красноярска, Горно-Алтайска, Томска, Тулы, а также учёные из Тюменской, Вологодской областей, Казахстана и Башкортостана.

«Двадцать лет истории научного форума за плечами. Это единственная площадка для обмена наработками, которые были собраны прежде всего музеями в полевые сезоны. По сути, музейная биеннале – это смотр лучших практик, которые каждый музей предлагает своим партнёрам», – отметила директор департамента культуры Югры Маргарита Козлова.

Одним из ключевых событий биеннале стала Всероссийская научно-практическая конференция «Роль полевых исследований в сохранении историко-культурного и природного наследия Югры и России». Участники подвели итоги естественно-научных, археолого-этнографических и краеведческих экспедиций Югры в 2021–2024 годах, обсудили, как использовать материалы полевых исследований в выставочной практике музеев.

«Мы на протяжении последних нескольких лет участвовали в экспедициях в разных локациях нашей страны и не только, собирали полевой материал, проводили полевые исследования в разных областях наук о Земле, гуманитарных, инженерных направлениях. Мы собрали интересные артефакты, пополнили музейное собрание, передали материалы в другие музеи. Этот опыт и был представлен на площадках. На круглых столах, секциях, научно-популярных лекториях мы вели дискуссии, договорились о новом сотрудничестве», – поделился подробностями с мероприятия директор Музея Природы и Человека Ханты-Мансийска Иван Яшков. 

«Иртыш индустриальный»

В этом году югорчане реализовали масштабный проект «Иртыш индустриальный». Международная научно-исследовательская экспедиция длилась месяц. Её маршрут пролегал из автономного округа в Казахстан, а затем в Китай. Участники проекта – сотрудники музеев Югры, а также отдела картографии и дистанционного зондирования Земли Института географии РАН, студенты ЮГУ – преодолели на автомобилях за четыре недели почти 4 000 километров. Они побывали на значимых объектах, которые расположены вблизи Иртыша. Итоги этой экспедиции представили на круглом столе, сомодератором которого был научный сотрудник Национального музея Республики Казахстан Серик Абдрахманов.

   
   

«Я впервые участвую в этой биеннале. Мне всё очень понравилось. Это мероприятие является весьма значимым не только для музейщиков, но и для историков, тех, кто занимается изучением музейного дела, – сказал Серик Абдрахманов. – На круглом столе по итогам реализации проекта «Иртыш индустриальный» мой доклад был связан с экспедицией, в которой я принимал участие весной этого года. Мы с коллегами из Ханты-Мансийска направились по Восточному Казахстану и достигли территории Китая. По итогам экспедиции в городе Астане были подписаны меморандумы между Национальным музеем Республики Казахстан, Музеем геологии, нефти и газа Ханты-Мансийска и Музеем Природы и Человека».  

Добавим, на полях биеннале для участников и гостей работали творческие мастерские, проводились семинары, практикумы, фестиваль визуальной антропологии (авторское кино), презентации музейных выставочных, медиапроектов и печатных изданий. Все желающие могли присоединиться к открытым лекциям. Они транслировались онлайн на портале «Культура.РФ».