Депутаты Госдумы нашли замену американским фильмам. Елена Драпеко предложила показывать российскому зрителю китайские, индийские, казахские и узбекские киноленты. А Сергей Соловьёв убеждён, что голливудские боевики заменят целомудренные иранские фильмы. О том, что происходит в киноиндустрии страны и выживут ли кинотеатры, мы поговорили с директором ханты-мансийского кинотеатра «Киностар» и руководителем регионального отделения владельцев кинотеатров Иваном Романовым.
Не смотри, что не по нраву
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Иван, что больше повлияло на югорский кинопрокат – пандемия или санкции?
Иван Романов: Когда сняли большую часть жёстких ограничений, зрители с удовольствием вернулись в кинотеатры. Это было заметно и по посещаемости, и по финансовой выручке. А вот после введения санкций мы в финансовом плане много потеряли. На 1 апреля – порядка 74%, в мае и июне ожидаем уже до 92–94%. На первое мая, по общероссийской статистике, каждый четвёртый кинозал ушёл на простой либо совсем закрылся.
– Неужели кинотеатрам нечего показывать зрителям?
– Поклонники голливудских фильмов пока не смогут посмотреть их на большом экране, студии забрали права на показ, но мы ждём, что ситуация разрешится, первые ласточки есть. Сейчас постепенно проходит первый шок от произошедшего. В любом случае кинотеатры, как и весь российский бизнес, постепенно адаптируются к ситуации. Надеемся, политики поймут, что культуру нельзя загнать под санкции, заставить зрителей смотреть что-то определённое. Да, от нас ушли несколько крупнейших американских студий: Disney, Paramount Pictures, Hollywood, но это не значит, что стало нечего показывать. Кроме того, на экранах есть и американские фильмы, и мультфильмы других кинокомпаний. А вообще мы, честно говоря, ждём возрождения нашего российского кинематографа. К осени ожидается выход на экраны больших интересных картин нашего производства, съёмки которых из-за пандемии приостанавливали.
– Получается, что российское кино всё же пользуется популярностью у зрителя?
– Да. Сейчас есть возможность выделить больше финансовых средств на уровне России для поддержки отечественных производителей кинолент. Это некий толчок для появления новых имён: кинорежиссёров, продюсеров, студий. Один из примеров импортозамещения – сериалы. Всё же в России они очень популярны. Практически каждая киноплощадка создаёт свои. Мы очень надеемся, что российское кино воспользуется ситуацией, чтобы завоевать зрителя. В Китае киноиндустрия работает именно таким образом. У них преобладает собственное производство фильмов, а голливудских премьер всего10–15 в год. У нас наоборот. В прошлом году на экраны кинотеатров России вышло 525 фильмов, 420 из которых – голливудские. И это большая проблема. Сейчас уникальная ситуация, когда можно создать культурное импортозамещение. Мы очень надеемся, что появятся новые студии и хороший отечественный контент. Понятно, что если идёт «Бэтмен», «Доктор Стрэндж», «Мо́рбиус», то фильму какой-то маленькой свердловской киностудии тяжело пробиться на большой экран. У молодых режиссёров появилась возможность напрямую выходить на кинотеатры. Мы тоже очень гибкие и ищем возможность разнообразить свою деятельность. Думаю, в ближайшие несколько месяцев мы найдём новые форматы работы, диалога со зрителем.
Их проблемы не для нас
– Госдума уже нашла замену современному американскому кино – иранские, китайские, индийские, казахские и узбекские киноленты. Как вы к этому относитесь?
– Это не замена. В индийской киноиндустрии, как и на иранском рынке, царствует Болливуд. Он как работал на нашем рынке, так и будет работать. Такая же ситуация с корейским, иранским, французским, итальянским кино. И на эти ленты зритель ходил всегда. Восторг вызывают обычно одна-две ленты. Но сказать, что россияне, югорчане готовы часто их смотреть, нельзя. Потому что проблематика фильмов основывается на потребностях их потребителей. Не думаю, что для наших зрителей будут близки проблемы Ирана.
– То есть санкции дадут перезагрузку для нашей киноиндустрии?
– Можно сказать и так. Главный вопрос – какой ценой будет сделана эта перезагрузка. В данный момент мы можем потерять кино как таковое в принципе. Фильмы-то будем создавать, а показывать будет негде. Кинотеатры начинают постепенно закрываться, потому что никакой государственной помощи – субсидий, поддержки – нет и, как нам заявляют, не предвидится. В нашем профессиональном сообществе прогнозируют закрытие до 50% кинозалов в стране. Выживут большие сети и муниципальные кинозалы.
– Сейчас пытаются показывать старые киноленты. Как воспринимает их публика, стоит ли ожидать в дальнейшем повторных показов таких фильмов в кинотеатрах?
– Перспектива есть, кинотеатры самостоятельно принимают решения о показе тех или иных лент. У нас выходили «Брат» и «Брат-2», но это больше было связано не с оттоком зрителей. Мы присоединились к всероссийской акции, посвящённой 25-летию фильмов режиссёра Балабанова. Сказать, что молодое поколение заинтересовали эти фильмы, нельзя. Приходили зрители 35 и 40 плюс, которые уже видели эти картины, и им было интересно посмотреть их на большом экране, посопереживать главному герою и вернуться в свою молодость.
Что б такого показать?
– А что с авторским кино, каковы его перспективы? Почему его не показывают в кинотеатрах?
– Оно сложное, ему тяжело пробиться на экраны и найти своего зрителя. К тому же его не так уж и много создаётся. Оно преобладает в городах-миллионниках, где есть поклонники и короткометражного фильма, и фестивального кино. У нас в регионе пока такого нет. Скорее всего, на показе такого фильма будут один-два человека. Были эксперименты, мы пытались демонстрировать кино европейского фестиваля ужасов, комедий и так далее, но… увы…
– Что сейчас можно посмотреть в югорских кинотеатрах?
– У нас много российских кинопремьер, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне – «1941. Крылья над Берлином», семейные комедии «Артек. Большое путешествие», помимо этого появляются хорошие мультфильмы. 1 июня, в День защиты детей, стартует премьерный показ полнометражного мультфильма «Три кота и море приключений». Мультфильм «Приключения царя» уже идёт. Сейчас очень много контента для детей и подростков, причём появляются и хорошие фильмы. На этой неделе у нас стартует сразу шесть премьер фильмов отечественного, американского и европейского производства. Это и комедии, и ужасы, и хорроры и т. д. И нет такого, чтобы мы думали, а что бы такого показать зрителю...
Мнение
Александр Бабушкин, организатор грантового конкурса «Медиа- Вышка»:
– В Югре проходит грантовый конкурс «Медиа-Вышка. 3 сезон». На протяжении 15 дней на сайте медиа-вышка.рф мы принимали заявки от креативных людей из медиасообщества со всей страны по восьми направлениям: сериалы, синопсисы сценариев, анимация, скетчи, клипы, шоу, блоги, социальная реклама. Всего на конкурс поступило 237 работ из разных регионов РФ. Победитель каждой номинации получит денежный приз - один миллион рублей на реализацию своего проекта и возможность пройти обучение в московской школе кино и в кинокомпании «Good story media». Сейчас уже определены финалисты. Те, кто прошёл в ТОП-3, имеет очень хороший уровень. Сейчас финалисты будут дорабатывать проекты и совместно с Фондом гражданских инициатив Югры начнут подготовку документов к получению гранта. Во время финала будет ещё один фильтр, который поможет определить победителя. Отмечу, что часто у участников нет опыта в сфере медиа и специального образования, но при этом они делают мега крутые вещи. Это в большинстве своём любители, которые могут выполнить свою работу со вкусом. Эксперты оценивают идею. И она должна действительно цеплять, чтобы зрителю хотелось смотреть дальше. Важно чтобы это было сделано грамотно – и кадр грамотно выставлен, и музыка правильно подобрана, и актёрская игра впечатляла. После первого проекта «Медиа-Вышки» мы увидели потенциал в жителях региона. Затем мы начали создавать проекты, которые стали популярны у зрителей.
Комментарий
Михаил Светашев, продюсер, г. Нижневартовск:
– С приходом санкций оказалось, что молодым и неизвестным авторам стало легче продвигать свои работы. Например, недавно ко мне обратился молодой вартовчанин, он решил заняться кино и уже начал снимать свой короткометражный фильм. К сожалению, киноиндустрия, которая работает с проверенными авторами, не может позволить себе рисковать деньгами. Так как молодой автор не всегда «выстреливает». Поэтому я поддерживаю ребят, которые на свои деньги, на свой страх и риск готовы снимать фильмы.
Сейчас появились гранты на создание нашего российского кино, причём не просто российского, а именно регионального. И теперь можно создать работу, не опираясь на большие киностудии. Единственное, на что всё же повлияли санкции – это на оборудование и программное обеспечение. Оборудование пока есть, но с программным обеспечением уже проблемы. Поэтому, скорее всего, мы потеряем в качестве продукта, но к счастью, не в его художественном воплощении. У нас большой человеческий потенциал – актёры, сценаристы, режиссёры, заинтересованные зрители. А на счёт авторского кино могу сказать, что снимается оно ради идеи. Оно не для всех. Оно стоит несколько особняком и на нём не заработаешь. У нас в городе в кинотеатре «Мир» проводят сеансы для любителей киноискусства. Собирается не много зрителей. Кстати, у нас есть планы снять полный метр. Идёт работа над сценарием. Все события будут происходить в наше время на улицах северного города.