Фэнтези, приключения, детективы – к этим жанрам часто обращаются современные писатели, чтобы найти своего читателя, поведать ему о своём мировоззрении. Писатель из Берёзово Леонид Бабанин не стал писать об драконах, светлоликих эльфах и гномах. В 2015 году он отправился на Донбасс и вернулся с серией очерков. Они легли в основу книги «Из Ханты-Мансийска в осаждённый Донбасс».
О том, почему писатель обратился именно к этим событиям и в правде ли сила, корреспондент «АиФ-Югра» поговорил с Леонидом Бабаниным.
У каждого свой путь
Михаил Осипов, «АиФ-Югра»: Леонид, писателей ещё с античных времён считали своего рода «пророками», людьми, предсказывающими, что будет с обществом в дальнейшем, людьми, которые пишут правду, которая, как ни горька, но нужна человечеству. Что значит слово «правда» для вас?
Леонид Бабанин: Я хочу сказать, что в российских СМИ, книгах можно говорить правду. И люди услышат журналиста или писателя в любом случае. Но каждый докапывается до правды по-своему. Кто-то через показ негативных событий – считает, что это самое важное для общества. Кто-то наоборот, через позитив. У каждого свой путь к истине.
– А вы, получается, поехали за правдой на Донбасс?
– Получается так. Расскажу предысторию. Когда начались события на Украине, произошёл государственный переворот и свергли законно избранного президента, многие люди в стране этого не поддержали. И началось противостояние, кровопролитие в Одессе, на Донбассе. Информации было очень много в СМИ, интернете, порой статьи и сообщения противоречили друг другу.
Нет растерянности
– Помните свои первые впечатления от этой поездки?
– Меня больше всего поразил вид улиц, разбитых снарядами. Невозможно проехать по ним на машине. Изуродованные дома, продырявленные крыши. На огородах между посадками овощей торчат хвостовики неразорвавшихся мин. Война. Горе. Но среди людей нет растерянности! Они заделывают пеной дырки в крышах, собирают ягоды, варят компоты, собирают овощи, консервируют их – живут своей жизнью.
Взорвался, например, метрах в трёхстах от них снаряд: люди присели, оглянулись, увидели, что ничего страшного, и продолжают делать свои дела. Страха нет! И в этом, я считаю, сила русского народа.
Конечно, цель моя была докопаться до истины: почему народ Донбасса не согласился с позицией Киева и провёл свой референдум и выборы. Оказалось, в первую очередь потому, что Украина отменила русский язык как официальный. Позиция властей Незалежной была однозначной: на Украине надо было говорить только на украинском. А 80% населения Донбасса – русскоязычные. Это и стало причиной образования республик, независимых от новой киевской власти. Началась война за право русских людей говорить на своём родном языке.
– И вот сейчас вы решили выпустить книгу очерков?
– Президент России Владимир Путин в одном из своих выступлений попросил российское общество поддержать спецоперацию на Украине. А я её, как видите, поддержал ещё в 2015 году, съездив на Донбасс. Сейчас книга в типографии, готовится увидеть свет. Она представляет собой сборник очерков на основе творческой поездки в Донецкую народную республику. Издание выходит на двух языках – русском и английском. Первый тираж составит две тысячи экземпляров. Выпускаю книгу на свои средства. Поддержали меня сургутянин Миндар Аглямов и депутат Тюменской областной думы Владимир Фомин.
Тем, кому эта книга интересна, подарю бесплатно. Обложку выполнил художник из удмуртского города Балезино Роман Тютин (пастель). А проиллюстрировал книгу Альберт Туманов из Екатеринбурга (акварель). Моей книгой заинтересовалось Министерство иностранных дел, попросило 100 экземпляров, которые я сразу же отправлю, когда тираж будет отпечатан. Это будет уже в августе.
Отрывок из книги
«Из Ханты-Мансийска в осаждённый Донбасс»
«Я пожал руку седому уже мужчине в камуфляжной форме с погонами старшего прапорщика. И не только позывной его был «Сказка», но и зелёная «десятка» с зашпаклёванными от миномётных дыр боками тоже называлась «Сказка», так как вместо государственных регистрационных номеров стоял номер с его позывным. Вот так в Донбассе...
Сели мы в машину и, как говорят на войне, – вперёд, на передовую. Ехали по нарядным проспектам и солнечным бульварам. Стали появляться первые посечённые осколками и пулями дома, осыпавшиеся стёкла фасадов некогда фешенебельных торговых центров и представительских зданий. Война уже представлялась не телевизионной панорамой, а явью. А люди (они же, по-западному, «сепаратисты» и «террористы») мирно гуляли с детьми, улыбались и радовались дню сегодняшнему.
Машина свернула с проспекта, дальше путь наш шёл по улицам, тенистым и узким, ветви черешен горели плодами, манили к себе. Развороченные снарядами дома, посечённые осколками ворота, карнизы, крыши... Тут и люди у домов своих, внимательно смотрящие на пролетающую мимо машину – «Сказку». Вот и КПП. Притормозив, мы дали ополченцам просмотреть нашу машину. Они, убедившись, что мы не «укропы» и не СБУ, махнули нам, чтобы проезжали дальше. «Продюсер» вводил меня в курс дела:
«Сейчас будет последний блокпост, а там уже нейтралка, но учти, что за нами будут наблюдать из «зелёнки». Даже во дворе человека, к которому едем, мы под прицелом снайперов и миномётчиков. Ходи спокойно, в ту сторону не гляди, а если начнут поливать из миномётов, ложись и лежи до окончания.
Ещё один поворот по селу Александровское – и последний блокпост, через триста метров от которого «укры». Нас останавливает очередной наряд, парни с обожжёнными солнцем лицами, судя по виду, осанке и взгляду, – повидавшие войну во всех её красках…»
Л. Бабанин