«Назад в будущее» – всё возможно с этнотуризмом

Сфера этнотуризма развивается в основном за счёт средств местных и регионального бюджетов © / ugra-news.ru

В Югре прошло международное совещание «Устойчивое развитие этнографического туризма», организованное Федеральным агентством по туризму и правительством Ханты-Мансийского автономного округа.

   
   

Себя показать

«Хорошо здесь. Есть на что посмотреть. Я об этом буду писать, рассказывать на своих страницах в социальных сетях», – этноблогер из Республики Марий Эл Эльвира Куклина осталась в полном восторге от поездки в деревню Русскинская Сургутского района.

Это небольшое поселение, в котором живут в основном представители коренных малочисленных народов Севера, организаторы совещания выбрали площадкой для знакомства гостей с достопримечательностями нашего округа. И неспроста. Этническое поселение уже сейчас является визитной карточкой Сургутского района. Этнотуризм для него – основное направление развития молодой для региона отрасли гостеприимства.

Кстати, принимать гостей район любит. Многие событийные бренды: Дни оленевода и рыбака, День обласа, бардовский фестиваль на Высоком мысу – не один десяток лет привлекают не только туристов из соседних городов, но других регионов и даже стран. Появились и новые проекты: спортивные и творческие фестивали с национальным колоритом, этнографический детский лагерь...

Прирос район и объектами гостеприимства. В той же Русскинской появились два этнопарка – есть на что посмотреть даже местным, для которых северная природа никогда не была экзотикой или давно перестала ею быть. «Живу в Югре с 1998 года и не собираюсь уезжать, для меня нет лучше места на земле, – признался заместитель губернатора Югры Владислав Нигматулин. – Наша природа красива в любое время года, отдых в регионе можно наполнить разными смыслами. Мы хотим делиться нашими чувствами к родной земле, родным городам, лесам, рекам, хотим, чтобы гости к нам приезжали и видели эту красоту. Сегодня мы можем сказать жителям всего мира: приезжайте к нам!»

Других посмотреть

Мечта Антонины Никоновой, педагога с двадцатилетним стажем, – создать этнодеревню мастеров. «Хочется сохранить для потомков быт, традиции, ремёсла в первозданном виде. Чтобы это не стало какой-то лубочной картинкой, а было живой историей. Молодёжь заметно отдаляется от истоков, и очень важно передать знания и тайны древних ремёсел, практик потомкам, своим внукам», – призналась Антонина. Поездка в Русскинскую и участие в совещании стали для неё походом за знаниями. И эти знания она получила. Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов рассказал участникам о проекте «Живое наследие: национальная карта локальных культурных брендов России», который призван создать народную платформу для спасения, возрождения и популяризации локальных достопримечательностей страны.

Жаль только, что проект пока не предусматривает прямого финансирования идей на местах. Сфера этнотуризма развивается в основном за счёт средств местных и регионального бюджетов.
В Сургутском районе, например, создают музейный комплекс и две экотропы на Барсовой горе – это древнее урочище. Пока люди наведываются туда по большей части на пикники. С появлением музея, а в перспективе и гремплинга (экоотеля под открытым небом) пользы от посещения Барсовой горы станет гораздо больше.

   
   

«Хочется сохранить для потомков быт, традиции и ремёсла в первозданном виде»

«Лучшего воспитателя, чем природа, нет, – уверена Антонина Никонова. – Я работала с трудными детьми, прошла с ними сотни километров по тропам. Мы посещали стойбища, знакомились с бытом, кухней и традициями ханты, манси. У них глаза горели, они менялись на глазах: уходила агрессия, грубость, дерзость. Вот вам ещё один аспект этнотуризма».

Глава Сургутского района Андрей Трубецкой считает, что такие встречи очень полезны для развития территории. Это и обмен опытом, и презентация возможностей экотуризма, которыми регион становится всё богаче. Президент национальной ассоциации специалистов событийного туризма Олег Алексеев поддерживает эту позицию. «За такими объектами будущее, потому что этнотуризм – это, как признано ЮНЕСКО, один из главных мотиваторов для путешествий. У вас достаточно хороших туристических продуктов, но это надо донести до потенциальных туристов», – посоветовал эксперт принимающей стороне.