Немеркнущий свет. Как в Кондинском музее появилась коллекция икон

Икона из архивов Кондинского краеведческого музея. © / Кондинский краеведческий музей

Окно в небо – так в христианской традиции иногда называют икону. Святые образы дают утешение, надежду и даже спустя сотни лет излучают свет. В постоянной экспозиции Кондинского краеведческого музея имени Н. С. Цехновой 14 икон конца XIX – начала XX века. О том, какие тайны они хранят, мы поговорили с директором музея Александрой Ефимовой.   

   
   

По крупицам

Анастасия Пылинская, «АиФ-Югра»: Александра Владимировна, как появились в музее старинные иконы?

Александра Ефимова: В 2015 году наш музей пережил большой ремонт. Был переформатирован целый зал. Мы решили, что в экспозиции, посвящённой началу XX века, обязательно должны быть иконы. Ещё в ноябре 2007 года большую частную коллекцию нам передала Галина Дегтярёва – вдова местного жителя Владимира Дегтярёва. Это был многогранный человек: краевед, известный нумизмат, самодеятельный художник. С 1980 года он работал инспектором рыбоохраны Кондинского района, возглавлял комитет по охране рыбных запасов при администрации.

По долгу службы часто бывал в заброшенных деревнях. Когда шло объединение совхозов, многие люди уезжали, оставляли свои дома. Владимир Максимович находил в них много старинных вещей, в том числе и иконы. Его коллекция насчитывала 14 икон. Среди них – «Иоанн Предтеча», «Богоматерь Неопалимая купина», икона «Всех скорбящих Радость» и другие.

– В каком состоянии были иконы?

– Они были в очень плохом состоянии. На многих были трещины, сколы, потёртости. Нужна была реставрация. Прежний руководитель музея Надежда Богданова нашла спонсоров, и иконы отправились в Свердловский областной краеведческий музей. Реставрационные работы проводились темперными красками.

Во время реставрации выяснилось, что одна из икон хранит тайну. У нас был образ святой Татьяны. Но когда с иконы начали снимать верхний слой, под ним оказалась святая великомученица Варвара. Ещё три старинных иконы нам подарили потом реставраторы. А две иконы Казанской Божьей матери приобрели на средства главы посёлка Сергея Дерябина. Сейчас в экспозиции «Немеркнущий свет икон» 14 образов. Остальные ждут своего часа.                               

   
   

– Лики каких святых можно увидеть на выставке?

– Здесь вся история России прослеживается: от святого великомученика Георгия до почитаемого всеми Николая Чудотворца.  В первую очередь в экспозиции древнерусская иконопись. Но есть прекрасный образец, написанный по европейским канонам, – икона «Благовещенье».

Это один из самых ранних по времени создания в христианском искусстве сюжетов. Многим сибирякам знаком Симеон Верхотурский. Дети, например, легко угадывают эту икону. Представлено несколько образов Богоматери: Тихвинская, Казанская. Недавно коллекцию пополнила статуэтка Крестителя Сибири – митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского. Эта знаковая фигурка – малая копия скульптуры, которая встречает прихожан  храма  в посёлке Междуреченском Кондинского района. 

Поскольку в нашем муниципалитете краеведческий музей только в Кондинском, епархия решила передать статуэтку именно нам. Есть у нас фрагменты путевых икон – их брали  в дорогу. Мы мечтаем, чтобы у нас появилась старообрядческая икона, написанная не по канонам. Возможно, образ великомученицы Варвары как раз относится к такой. Нужна экспертиза.

– Этой экспозицией коллекция икон в музее не ограничивается?

– У нас есть комната русского быта. В ней по всем канонам, как, возможно, было и в тех избушках, в которые заходил Владимир Дегтярёв, представлен интерьер крестьянского дома. Есть здесь и так называемый красный угол – почётное место в каждом доме. А в нём икона, которая неразрывно связана с историей моей семьи.

Мои предки были из тобольского рода Дорониных. Много ездили по Северу. И в итоге оказались в Кондинском. Здесь родилась я. Бабушка работала на рыбозаводе. У неё был свой дом. И сколько я себя помню, у неё всегда в красном углу стояла икона Казанской Божьей Матери. Скорее всего, это тоже конец XIX века. Я интересовалась у бабушки, откуда эта икона.

Оказалось, что она подарена тобольскими реставраторами, которые когда-то снимали у бабушки жильё.  Вот такой привет из Тобольска. Наша семья решила передать икону Казанской Божьей Матери в Кондинский краеведческий музей. Бабушка долго не разрешала, но теперь бабушки уже нет, а икона рядом.

Музей – это тоже своего рода храм. Храм памяти. А иконы дарят ему чудо и немеркнущий свет.

По наитию

– Иконописью может заниматься не каждый художник. Многие идут к этому всю жизнь. Как, например, Дмитрий Змановский – кондинский философ, как назвали его позже земляки. Его иконописные работы тоже хранятся в музее?

– Дмитрий Михайлович был верующим человеком и всегда мечтал, чтобы в нашем посёлке был построен храм. Он работал бухгалтером в местном лесничестве. Но смог осуществить детскую мечту – стал художником. С возрастом, имея уже определённые навыки, он начал писать иконы. Получил благословение митрополита Тобольского и Тюменского и приступил к написанию святых ликов. Любимый из них – Богоматерь Владимирская. Он старался соблюдать каноны.

Но, конечно, больше работы получались по наитию. Ведь он из так называемых «богомазов» – самодеятельных иконописцев. Предки Дмитрия Змановского были выходцами из Польши. Они бежали в Россию и волею судеб оказались в Сибири. Возможно, их внутреннее восприятие мира сохранилось и у Дмитрия Михайловича.

Итогом стало появление целой серии икон. Он написал их специально для храма. Но поскольку на тот момент его ещё не построили, работы находились в небольшой церкви. В музее они заиграли иным светом. Мы так организовали выставку, что когда человек заходит, он сначала видит живопись кондинского живописца, его роскошные пейзажи, а уже потом, обернувшись, – иконы. Посетители часто удивляются и переспрашивают: «Иконы Змановского?»

Я потом отвожу их в комнату этнографии и показываю интересную деталь: канонизированное изображение лица в своих ранних портретах. Такое ощущение, что это уже икона. Написана невероятно похоже. То есть стремление к иконописи было у него с ранней юности. Без работ Дмитрия Змановского эта выставка была бы неполной.  

– Одни эксперты говорят, что старинные иконы должны храниться в музеях. Другие уверены, что их место в храме. Аргументы у каждой из сторон весьма веские. На ваш взгляд, где иконам место?

– В храме, конечно, их место. Но икона в музее находится не только в качестве произведения искусства, она создаёт определённую атмосферу. Музей – это тоже своего рода храм. Храм памяти. А иконы дарят ему чудо и немеркнущий свет.