Новое прочтение. В художественном музее ожил «Каменный век» Васнецова

Современные технологии превратили триптих в мини-фильм © / Алена Таскаева / АиФ

Вряд ли думал художник Виктор Васнецов,  что его полотна когда-нибудь оживут. Но это произошло. В Государственном художественном музее в Ханты-Мансийске запустили мультимедийный проект «Каменный век Виктора Васнецова. Новое прочтение».

   
   

В чём ошибся мастер?

Панорамное широкоформатное видеоизображение с помощью современных технологий превращает триптих мастера в мини-фильм. Длинное панно состоит из отдельных динамичных сцен. Движения, позы древних охотников, автоматическая смена кадров плюс звуки природы, музыка, голос диктора – и вот вы уже в «Каменном веке»…Вот женщина ремонтирует одежду, а мужчины точат копья. А вот они уже на охоте: озабоченные лица, ярость... Полотна оживают и дают насладиться новыми, неизведанными ранее чувствами.

Удивительно, что эскизы триптиха Васнецова, которые долгое время находились в частном собрании в Стокгольме, удалось приобрести для ханты-мансийской коллекции и отреставрировать. Теперь их дом – в  Государственном художественном музее, и наши учёные получили возможность изучить триптих – этот важный исторический документ, запечатлевший развитие науки конца 19-го века. Васнецов, получив заказ от директора Исторического музея Москвы археолога Алексея Уварова, очень тщательно подошёл к материалу. Но тем не менее допустил некоторые неточности в изображении древних людей. «Картинам более ста лет. Это была первая масштабная реконструкция людей каменного века и того, что они делали. На тот момент накопилось достаточно большое количество свидетельств в виде орудий, останков древних людей, и те образы, которые присутствуют на картинах, они по большей части укладываются в представления археологов того времени о древних людях. Если же просматривать картины с позиции современности, то можно найти неточности. Например, одежда. Люди, которые здесь изображены, в лёгкой одежде. Но в таких вещах им было бы проблематично выжить в достаточно суровом климате», – объясняет заведующий отделом палеонтологии Музея Природы и Человека Антон Резвый. Нет и доказательств того, что в каменном веке люди использовали для охоты на мамонтовямы-ловушки, как на картине Васнецова. «Делать их при охоте было очень трудоёмко. Документальных свидетельств этому нет», – сетует палеонтолог.

В легкой одежде первобытным людям было бы сложно выжить в достаточно суровом климате

Год пяти юбилеев

В своё время наш Государственный художественный музей называли «сибирской Третьяковкой».  По словам Натальи Голицыной, великолепная коллекция картин была собрана ещё 20 лет назад. Кроме полотен Васнецова, в музее можно увидеть оригиналы Айвазовского, Шишкина и других известных художников. В современном музее ещё интереснее. «Мы первыми в округе запустили приложение мультимедиагид  «Артефакт» и долгое время находились в списке шести музеев, чья коллекция рекомендована к просмотру. Компанию нам составляли Русский музей и Музей имени Пушкина», – рассказывает зам. директора музея Наталья Голицына.

Этот год стал для «сибирской Третьяковки» годом трёх юбилеев. Точнее, пяти. «10 лет исполняется нашему музею, 20 лет – дому-музею Игошева, 25 лет галерее-мастерской  Райшева – это наши филиалы. Кроме того, нынче 25 лет с начала формирования русского искусства, которое здесь представлено, и 100 лет со дня рождения художника Игошева», – объясняет зам. директора музея Наталья Голицына. Юбилейный проект «10-20-25» включает целый ряд мероприятий в течение года. Открылась выставка «История в фотографиях», начала работу творческая лаборатория «АртПроСвет», запланированы художественные акции, концерты и международный арт-пленэр имени Геннадия Райшева. «Приглашены 20 художников, которые вместе с сотрудниками музея слетают на Приполярный Урал и передадут красоту югорской природы. Безусловно, будут творческие встречи, – делится планами директор музея Светлана Зонина. – Будем продолжать творить, придумывать новые и совершенствовать старые формы».