Подходит к концу театральный сезон. Можно подводить итоги, планировать будущее, рассуждать о правде жизни и о том, что нужно зрителю, даже самому маленькому. Об особенностях работы в современных условиях корреспондент «АиФ-Югра» поговорила с директором Ханты-Мансийского театра кукол Павлом Потаповым.
Сказка жизни
Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Павел Николаевич, на ваш взгляд, на какую из сказок похожа наша современная жизнь?
– А какие театральные герои нравятся сейчас молодёжи?
– Театр – абсолютно живое искусство. Герои, которые рождаются на сцене, часто являются продолжением литературных персонажей. В нашем репертуаре есть спектакли, интересные для молодых людей. Это и «Маленькие истории о любви», и «Кабо-Верде», но речь не столько о героях, сколько о проблематике, о тех смыслах, которые спектакль открывает для зрителей.
«А тебе так же?»
– Сейчас в нашей стране подъём патриотизма. Возможно ли воспитывать любовь к Родине через кукольный театр? Достаточно ли современных пьес, сказок, которые помогают понять детям, что такое хорошо и что такое плохо?
– Наш репертуар на 80% рассчитан на детскую аудиторию. Поэтому мы несём ответственность за то, что делаем и говорим со сцены. Что такое патриотизм? Это любовь к Родине. Но тут важнее слово «любовь». Это не какая-то материальная вещь, это чувства, эмоциональная окраска. И если любовь ребёнка к маме безусловна, то ко всему остальному – родным, соседям, друзьям, одноклассникам, учителям – её нужно постигать через встречи, разговоры, поступки. Когда ребёнок приходит в театр, он на примере персонажей тоже постигает жизнь, ищет для себя определённые образцы. Поэтому важно, чтобы родители ходили на спектакли вместе с детьми. К сожалению, часто наблюдаю, как взрослые приводят ребёнка, отправляют его в зал одного и уходят в фойе вместе со своими телефонами. А ведь дети проверяют через родителя свои эмоции. Если во время спектакля в момент сопереживания ребёнку стало грустно, слёзки закапали, он смотрит на родителя с вопросом: «А тебе так же?» Потом малышу хочется поделиться впечатлениями, обсудить…
Молод, но не зелен
– Чего ждать зрителям в новом театральном сезоне?
– Как всегда, мы планируем несколько премьер: главный режиссёр театра Елена Евстропова в ноябре выпустит спектакль по мотивам рассказов Антона Чехова. Мы рассчитываем на юношескую аудиторию. И хорошо, что у государства возникла идея с «Пушкинской картой». Так как две трети репертуара у нас рассчитаны на детей, нам, чтобы привлечь эту часть публики, надо создавать спектакли, которые им тоже будут интересны. Также мы готовим к новому театральному сезону и постановки с приглашёнными специалистами. К нам из Санкт-Петербурга приедет Людмила Фёдорова, режиссёр наших кассовых хитов – спектаклей «Айболит» и «История одной бороды». А ещё впереди участие в нескольких серьёзных театральных фестивалях. Несмотря на то, что нашему театру исполнилось всего 15 лет, нас в стране и в театральном пространстве России знают.
– Доказательство тому и ваши успехи в профессиональных конкурсах?
– В этом году на московском фестивале «Театр кукол без границ» наш спектакль «Бах-бах-бах» получил звание лучшего спектакля фестиваля. Вердикт вынесло два жюри: и взрослое, и детское. Автор пьесы – современный драматург Юлия Поспелова. Постановка главного режиссёра Елены Евстроповой, художественное оформление Лили Жамалетдиновой, композитор – Глеб Успенский – это наша команда в чистом виде, не было приглашённых специалистов. Спектакль рассказывает о войне глазами цирковой собаки, у которой хозяин ушёл на фронт. Постановка титулованная. В 2020 году она победила в номинации «Лучший спектакль театра кукол для подростков» на III Международном Большом детском фестивале под руководством Сергея Безрукова. Также мы ездили с ней на первый фестиваль театров кукол в Сибири в Барнаул. И там взяли три диплома: приз зрительских симпатий, лучший актёрский ансамбль. Артист, который исполнял партию пса Кеши, Денис Ермаков, получил приз за лучшую мужскую роль.
– В спектакле «Идём вдвоём» зрители становятся участниками театрального действа. Это что-то новое в режиссуре?
– Интерактивность не наше изобретение, это театральная тенденция. Относительно недавно возник такой формат, как «беби-спектакли». Этот формат предусматривает определённые требования – ограниченное время, взаимодействие со зрителями, так как дошколёнку сложно воспринимать какую-то историю. Появилось племя молодых интересных режиссёров, которые по-особому воспринимают профессию и кукольные постановки, они готовы идти на эксперименты. Но новый спектакль петербургского режиссёра Романа Бокланова хоть и проходит в шатре на мягких подушках, получился всё же для зрителей старше трёх лет, которые могут следить за полноценным сюжетом и включаться в историю главных героев: Бельчонка и Медвежонка.
Старая мозоль
– А кем сложнее быть – кукольником или драматическим актёром?
– Мы идём прежде всего от изображения, маски. Задача артиста-кукловода –наделить её конкретными человеческими чертами, как живое существо, оживить персонаж. Потому что в способе выразительных средств кукла, в отличие от человека, безусловно ограничена, даже если у неё открывается рот и мигают глаза. Все нюансы обязательно обговариваются с режиссёром, художником-постановщиком. Если в драматических театрах главным лицом является режиссёр-постановщик, то в театре кукол две равновеликие личности – режиссёр и художник. Последний работает над образами кукол. Если художник понимает, что хочет выразить режиссёр, это отражается в кукле. А задача артиста – оживить персонаж.
– Вы работаете сейчас в здании кинотеатра. Всё ли вас устраивает?
– Нам нужна большая профессиональная сцена. Это уже как старая мозоль, которая поначалу болит, а потом ты к ней привыкаешь. Сейчас мы в этом помещении адаптировали под себя всё, что можно было адаптировать. И рады тому, что к нам сложно достать билеты. Искусство театра, если оно хочет быть современным, эффектным и запоминающимся, должно использовать максимум технических средств, которые может предложить профессиональная сцена. Режиссёр как творец и половины своих творческих замыслов не может реализовать на тех площадках, что у нас сейчас есть. Думаю, что горожане достойны смотреть любимые постановки на профессиональной сцене.