Кадры решают всё
- Александр Николаевич, последние 10 лет Вы готовили учителей русского языка и литературы, журналистов в югорском госуниверситете. К чему пришли?
- Когда мы приехали в новый университет, это были годы романтики. Мы не боялись грязи, ходили в резиновых сапогах, работали допоздна, веря, что наш труд идёт на общее благо, что здесь, в стенах молодого вуза, будут создаваться новые научные школы. Тогда много отличных специалистов появилось, поутих кадровый голод, мы ютились в малоприспособленных помещениях и считали, что материальные трудности - единственные. Но не все были такими же, кто-то устраивал свои личные дела.
Думаю, что тяжёлая финансовая ситуация, в которой оказался вуз сегодня, - следствие многолетних «стараний». Когда профессора, доктора наук стали зарабатывать меньше учителей в школах и менеджеров в магазинах, начался серьёзный отток профессорско-преподавательского состава. Это привело к тому, что лекции на некоторых факультетах сегодня читают вчерашние выпускники. Но и эта причина не главная. Когда я работал в Риге, в Латвии активизировалось националистическое движение. Все мои коллеги-латыши знали, что я – противник национализма и не поддерживаю народный фронт. Но всё равно я для них был – учёным, оппонентом, а не врагом. Никому и в голову не приходило выгонять из вуза нужного специалиста потому, что он думает иначе. Когда личные отношения определяют, кто нужен, а кто – нет, это уже не государственный университет.
- Университеты исторически были очагами свободы мысли. Есть у нас свои вольнодумцы?
- Вольнодумство – право умных и знающих людей. А тюрлюлюкать мы все можем. «Свободные» рассуждения невежд я не люблю. Приходят студенты, чтобы «отсидеть» положенный срок: платное образование открыло дорогу всем. Выпускаем бакалавров, которым нет работы, потому что такой категории в трудовом кодексе нет. Современное поколение студентов очень неоднородно, все они немного потерянные: в социальных сетях, электронных игрушках, среди ложных ценностей потребительского общества. И родители, и школа по мере сил стараются вернуть их к жизни, к делу, к профессии, но силы неравны.
- В стране идёт процесс укрупнения вузов. Эта инициатива приносит плоды?
- Опыт создания федеральных университетов есть, но пока он – спорный. Если к 10 тысячам человек одного коллектива, живущего своим порядком, присоединить ещё тысяч 5, привыкших к полному беспорядку, - вряд ли что-то изменится к лучшему. Были слухи, что югорские вузы присоединят к тюменскому университету, но думаю, это нерационально. У нас – разные судьбы, традиции, школы. В Тюмени, Екатеринбурге, Томске университеты постепенно копили свои кадры и традиции, а мы то собираем, то разгоняем. Лихорадка молодости. Надеюсь, будет один сильный университет в Югре, который сможет собрать лучшие силы. Сегодня сильная научная школа по филологии сформировалась в сургутском педуниверситете, по иностранным языкам – в Нижневартовске.
И лошадь можно привести
- Дело всей Вашей жизни – литература. Что она значит для Вас?
- Это хлеб насущный, и это человековедение - по Пушкину. Я много общаюсь с учителями, им сейчас трудно живётся, «наш голос тоньше писка». Мы приводим людей в мир литературы, которая давно ищет ответы на вопросы: кто мы и куда идём. Но просто чтение, даже правильной литературы, не делает человека человеком. И «корочки» не делают студента специалистом. Я как-то переводил английские народные стихи:
И лошадь можно привести к источнику вина,
Но пить его или не пить – она решит сама.
Аристотель говорил: «Литература говорит либо о том, как должно быть, либо о том, как могло бы быть. А настоящее – неинтересно, мы его видим сами». Современные сериалы «про жизнь» не имеют ценности. А в войну люди в концлагерях писали стихи. Им это было жизненно необходимо.
- «Я знаю, город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть», - так словами Владимира Маяковского я бы сказал о наших югорских учителях. И ещё одна ассоциация – пушкинская: «Сбились мы, что делать нам…». Надо уходить от шараханья между гуманитаризацией и твиттеризацией в обществе. Компьютерные технологии не должны быть смыслом, целью, образом жизни. «Общаться» на птичьем языке смсок, выкладывать свою жизнь в «Контакт» - это создаёт условия для обомжевания общества, в котором нет людей дела, а лишь слова, слова, слова...
- А с нашей жизнью какие у Вас художественные ассоциации?
Досье: Александр Семёнов родился в 1952 г. Закончил Южно-Сахалинский пединститут. В округе – с 1997 года. Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Кавалер медали К.Д. Ушинского. Женат. Имеет сына.
Светлана Тузова-Щёкина
Смотрите также:
- Не стреляйте в пианиста. Почему джаз в России обречен быть непопулярным →
- Наталия Нарочницкая: нет подражательству →
- Что сегодня требуют от школы и учителей? →