Спросить бы у Вэллы… В Югре презентовали трёхтомник ненецкого писателя

Юрий Кылевич всегда отвечал на вопросы искренне. открыто и честно. © / Евгений Зиновьев / Из личного архива

Сразу на нескольких площадках Югры и за её пределами состоялась презентация издательского проекта «Юрий Вэлла. Избранное». В проекте три тома: «Поэзия», «Проза», «Публицистика». Вошли туда и наиболее важные печатные материалы о нашем выдающемся земляке – впервые разрозненные произведения ненецкого писателя собраны воедино. Проект посвящён 75-летию со дня рождения Юрия Кылевича и десятилетию его памяти.

   
   

Вэлла – это родовая фамилия Юрия Айваседы, которую он взял в качестве литературного псевдонима. «Юрий Вэлла – неравнодушный летописец Югры второй половины двадцатого века. Поэт, писатель, защитник и пропагандист традиций и языка коренных народов Сибири, их естественной среды обитания и рода занятий, оленеводства, Юрий Вэлла стал символом нашего современника, опередившего время по глубине понимания конфликта Цивилизации и Человека. Не зная иностранных языков, он сумел озвучить мысли, чувства и судьбу своей малой родины, своего народа для всего мира, оставив после cебя бесценное творческое и дуxовное наследие», – сказала во время презентации в Югорском госуниверситете в Ханты-Мансийске сокурсница писателя журналист Вера Ларионова.

Руководитель проекта – режиссёр документального кино Ольга Корниенко привезла с собой фильм «Последний монолог». Она сняла его незадолго до смерти Юрия Вэллы на его родовом стойбище. Ольга отметила, что книги Юрия Кылевича актуальны и сегодня – в них можно найти ответы на самые сложные вопросы.

Редакция «АиФ-Югра» сотрудничала с Юрием Кылевичем. Он вёл рубрику «Спросите у Вэллы». Люди задавали ему самые сокровенные вопросы, а он отвечал всегда искренне, открыто и честно. Предлагаем вам вспомнить некоторые ответы писателя-философа и небольшой отрывок из интервью Ольги Корниенко, которое она записала для «АиФ-Югра».

Самый сложный вопрос

Уже несколько лет у меня нет мужа. Я одна воспитываю сына. Как мне воспитать в нём настоящего мужчину? Ведь примера рядом нет. Какие слова говорить? Какие книги читать? Как объяснить, каким должен быть настоящий мужчина?

Н. Г р а п о в а, Нягань

– Вопрос воспитания детей для меня очень тяжёлый, сложный. Я, наверное, не умею воспитывать детей. Воспитывать человека.

   
   

Я не могу настаивать на том, чтобы вы обязательно обзавелись мужем – есть достаточно примеров, когда и рядом с отцами вырастают «немужчины». Можно вырастить качественное зерно, из этого зерна смолоть качественную муку, из муки состряпать хороший хлеб – я стряпал. Книгу, мне кажется, могу написать ещё одну. Может быть, она будет неплохой. Но вот воспитать ребёнка, чтобы он хотя бы не совершал тех ошибок, которые я совершал, вот этого я не умею. Любите сына, будьте рядом, объясняйте, что хорошо, а что плохо. Судьба обязательно будет к вам благосклонна.

Надо рожать

Мне 38 лет. Очень хочу ребёнка, а муж не хочет. Я его люблю, но остаться без родной кровиночки страшно. Не пожалею ли потом о том, что не родила? Подруга советует развестись, родить ребёнка для себя, пока не поздно. Посоветуйте, что делать?

С. В о д я н о в а, Пыть-Ях

– Мне жалко вашего мужа, и я не могу сказать, что надо бросить его. Но родить ребёнка надо. Мне кажется, самое главное назначение человека на земле – это оставить после себя потомка. Всё остальное – написать книгу, посадить дерево – это само собой, но это не обязательно. А вот оставить после себя потомство – это главное. Хорошо он будет потом жить, счастливым ли будет человеком – это его жизнь, он сам будет ею распоряжаться. Моя задача – произвести его на этот свет, создать ему условия для жизни, а дальше он должен жить сам.

Ты справишься, если захочешь

Президент заявил, что алкоголизм в России – национальное бедствие. Как думаете, можно ли изменить ситуацию, и как это сделать?

С. Р о г о з и н а, Нижневартовск

– Употребление алкоголя – это человеческая слабость. И, как со всякой человеческой слабостью, с ней может справиться только сам человек. Если захочет, чтоб дети его не страдали и не чувствовали себя сиротами при живых родителях; если захочет, чтобы мать или отец не умерли от инфаркта, от безысходности, от бессилия перед апокалипсисом, в который свалилось их любимое дитя.

Если каждый начнёт с себя, тогда есть шанс когда-нибудь справиться с этой проблемой. А сегодня жизнь наша состоит из ужасных абсурдов.

1. Школьный учитель на уроке пытается внушать детям, что курить вредно. Но только прозвенел звонок – бежит в укромное место для того, чтобы покурить. На следующий урок заходит учитель в класс, от него прёт табачным перегаром, но он снова повторяет детям, что курить вредно.

2. Отец с матерью внушают чаду, что алкоголь вреден. Но, придя с работы, собираются родители на день рождения (друга, подруги, начальника, родственника и т.д.). Потом поздно возвращаются, квартира наполняется перегаром алкогольным. Но надо обязательно вломиться в детскую комнату и «трындеть» сыну о том, что алкоголь вреден.

Душа не успевает за прогрессом

Какое из человеческих заблуждений вы считаете самым большим, какую из ошибок самой серьёзной (может ли человечество её исправить)?

А. В я л ы й, Пыть-Ях

Технический прогресс очень сильно опережает прогресс интеллектуальный, гуманитарный. Поэтому ещё не скоро исчезнут такие понятия, как «нищета», «война» и «загрязнение окружающей среды». Слишком рано человечество изобрело ядерную технологию. Если бы наш интеллект был выше, то ядерная технология являлась бы добром для человечества, а не угрозой.

Ольга КОРНИЕНКО

Обратно к оленьей шкуре

Однажды я спросила Юрия Вэллу, какие три самых важных поступка в своей жизни он совершил? Ответ был таков:

– Первый важный поступок – я правильно женился. Правильно выбрал жену. Мой род не прервался. У меня есть дети, внуки… Сейчас возраст моих старших внуков достиг такого, что, вероятно, в ближайшее время надо ожидать правнуков.

В том-то и есть глубина философии: продолжение рода человеческого. Я в своё время писал заявление добровольца во Вьетнам. Если бы я туда попал, не вернулся оттуда живой – и всё, на мне бы оборвался род.

Второй поступок: я закончил литинститут. Если бы я не получил высшего образования, я бы сейчас не занимался оленями. Литинститут дал мне интеллект, дал главное – понимание ценности стойбищной цивилизации. Я литинститутовскими глазами оглянулся на стойбищную жизнь и стал понимать, что это цивилизация, а не как раньше говорили – первобытно-общинный строй, от которого надо уходить, переводить коренных жителей на оседлый образ жизни, такой призыв был в советское время.

Третий поступок – это уже итог. Я 15 лет охотился на соболей, добывал пушнину и для общепита мясо лося и дикого оленя. С последней своей охотничьей зарплаты я купил оленей и с этими оленями ушёл жить на стойбище, в новую цивилизацию. Это был 1991 год.

Из тех десяти оленей я стадо сформировал, у нас сейчас сотня оленей, и есть уверенность и надежда, что внуки будут продолжать это стадо развивать.

Раньше я считал, что традиционная культура обречена и что индустриальная цивилизация рано или поздно возьмёт верх. Теперь я так не думаю. Я уверен, что культура коренных жителей не исчезнет. Другое дело – она будет изменяться. Но она также повлияет на ту цивилизацию, которая сюда пришла, внесёт в неё свои коррективы. Потому что в этом регионе есть свои специфические условия, и они диктуют свои законы. Сюда нельзя просто прийти с европейскими законами. Они здесь не приживутся.

Если, к примеру, ты не начнёшь щадить ягель, то только от одних пожаров тебе здесь нечем будет дышать. Хочет этого или не хочет цивилизация пришельцев, но ей придётся перенимать многие вещи у народов, ранее населявших эту землю.

И если вчера я ещё лез по этому поводу в драки, занимался политикой, пытался отстаивать свою точку зрения и интересы моих родственников, то теперь успокоился. Или просто стал старше и мудрее. Я понял: мы не исчезнем с лица земли. Олень сохранится. У него будет меньше пространства, но он приспособится к новым условиям. Думаю, что и чум не умрёт. Может быть, его будут делать из других материалов. А может, помыкаются-помыкаются и вернутся обратно к оленьей шкуре…

Досье

Юрий Вэлла родился 12 марта 1948 года в селе Варьёган. Наполовину ненец, наполовину ханты. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького в Москве. Был охотником, рыбаком, приёмщиком рыбы, печником, звероводом, заведующим красным чумом, воспитателем в интернате, председателем сельсовета. Основал в Варьёгане этнографический музей под открытым небом. Писал на русском, хантыйском и ненецком лесном языках. Автор книг «Вести из стойбища» (1991) и «Белые крики» (1996) и других. В 1997 году в Москве отдельным изданием вышла первая в истории художественная книга на ненецком лесном языке – сборник стихов Юрия Вэллы. Его произведения переведены на немецкий, французский и эстонский языки. Скончался 12 сентября 2013 года.