Тема и боль романа Некрасовой. ТЮЗ из Югры получил «Золотую маску»

«Золотая маска» Няганского ТЮЗа. © / Елизавета Медведева / АиФ

В Москве прошла церемония вручения премии «Золотая маска». За главную театральную награду страны боролись 40 театров из 21 города России. Среди них Няганский театр юного зрителя и Ханты-Мансийский театр кукол. Постановка «Калечина-Малечина» Няганского ТЮЗа получила специальную премию жюри в номинации «За ансамбль спектакля». Это первая «Золотая маска» в нашем регионе. Подробности – в материале ugra.aif.ru.

   
   

Подарок к юбилею

Российская национальная театральная премия проходит уже в 30-й раз. На юбилейную «Золотую маску» было заявлено более 1 000 спектаклей, в лонг-лист вошли 115 из них, а в итоговую программу – 50. Эксперты премии приезжали в наш регион в марте, чтобы посмотреть конкурсные работы. Постановка ТЮЗа претендовала на награду в номинациях «Спектакль малой формы», «Работа режиссёра» и «Работа художника по костюмам». В Театре им. Вахтангова во время церемонии награждения югорчане уже не рассчитывали на признание.

«Основные номинации прошли. Мы уже расстроились, расслабились – всё. И тут выходит председатель жюри в части драматических и кукольных спектаклей Сергей Женовач и говорит о нас, – вспоминает директор Няганского театра юного зрителя Анастасия Постникова. – Вручил первый специальный приз «За ансамбль спектакля» нашей «Калечине-Малечине». В театральном мире эта награда считается одной из самых главных. Это значит, что спектакль сыгран как единое целое. Театру в этом году 30 лет. Замечательный подарок».

Два мира

Поставила спектакль «Калечина-Малечина» приглашённый режиссёр из Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева Сойжин Жамбалова по одноимённому роману российской писательницы Евгении Некрасовой. Сюжет фантазиен и повествует о третьекласснице Кате. Она живёт в маленьком городе с папой и мамой. В школе девочку травят, родителям нет до неё дела. Всё может привести к трагическому финалу, но появляется кикимора. Она и помогает Кате защититься от злого мира.

«Большое счастье, когда возникает настолько уверенное желание сделать какой-то материал. В музыкальных партитурах часто встречается знак, похожий на вилочку. Называется «сrescendo». Он указывает на усиление и нарастание звука. Часто эта вилочка доходит до «fortissimo». Это когда должно звучать очень громко. Мне показалось, что тема и боль в романе Евгении Некрасовой звучат для меня с постоянным напряжённым нарастанием и всегда доходят до «fortissimo», – рассказывает Сойжин Жамбалова. 

Кадры со спектакля. Фото: Няганский театр юного зрителя

В постановке, как и в романе, затронуты темы школьной травли, воспитания и взросления. Спектакль идет с одним антрактом. Его продолжительность 2 часа 30 минут. В какой-то момент актёры начинают рассказывать свои невыдуманные истории из детства, наполненные переживаниями, травмами, что делает постановку их личным высказыванием. Сталкиваются и переплетаются два мира: реальный и магический.

   
   
Фото: Няганский театр юного зрителя / Кадры со спектакля.

«На мой взгляд, весь событийный ряд в этой истории, спровоцированный бесконечными состязаниями героини со сложным социумом, совершенно логично приводит к переходу в параллельные миры. Думаю, что как раз эта сюжетная модель абсолютно понятна и доступна к восприятию юного зрителя», – поясняет режиссёр.

Проблемы, поднятые в постановке, оказались близки и взрослым. По словам театралов, зрители приходят семьями. Некоторые аж в пятый раз. Они отмечают и игру актёров, и необыкновенные костюмы художника, и музыкальное сопровождение. В Москве «Калечину-Малечину» в исполнении няганских артистов можно будет увидеть дважды – в ноябре 2024-го и январе 2025 года.

«Время диктует многое. Думаю, надо задавать вопросы прежде всего себе. И честно на них отвечать. Зачем тебе нужен этот разговор со зрителями? Зачем зрителям нужен этот разговор с тобой? Что и про что ты хочешь сказать, и есть ли вообще острая необходимость в этом, – поясняет Сойжин Жамбалова. – «Калечина-Малечина» – особенный театральный опыт. Это был невероятно крутой процесс репетиций, доставивший и артистам, и постановочной команде огромное удовольствие. Мы все ощущали важность этого высказывания. Мы создавали этот спектакль в большой любви и доверии друг к другу».

Кстати

В Югре 10 профессиональных театров. Самому старшему – 35 лет. Однако специально построенных зданий для театров почти нет. В основном они находятся в приспособленных помещениях – кинотеатрах или бывших ДК. Первое профессиональное здание может появиться именно у Няганского ТЮЗа. «Подрядчик по строительству был недавно определён. Ждём, держим кулачки», – говорит директор Анастасия Постникова.