Выставку «Истоки» Геннадия Райшева открыл Музей Природы и Человека Ханты-Мансийска в «Ночь музеев».
Экспозиция посвящена 90-летию со дня рождения знаменитого югорского художника. На ней были представлены ранние работы Геннадия Райшева 1960-х – 1980-х годов из фондов его Галереи-мастерской и Музея Природы и Человека.
Посетители увидели редкие работы. Одна из картин монументальная, очень больших размеров. Это масштабное полотно создано художником в 1993 году и называется «Земля предков».
«Выставка называется «Истоки», чтобы показать откуда художник черпал вдохновение. А он его черпал в своих детских воспоминаниях, от поездки в свою родную деревню Сивохрепт в низовье Салыма, от разговоров со старшими. Все, что Геннадий Райшев впитал в детстве, и все, что ему рассказывали родственники и односельчане, отразилось в его картинах», – рассказал главный научный сотрудник отдела музейных проектов и выставок Музея Природы и Человека Юрий Квашнин.
Он представил работу художника «Ритуальный праздник». Это одна из немногих картин, которая описывает традиционный хантыйский или мансийский ритуал. И у хантов, и у манси ритуалы были очень схожи.
По его словам, лощадь на картине показана не случайно. Ведь предки ханты и манси, а также венгров вначале жили в Приаралье. Под влиянием тюрок они стали продвигаться на Север, пришли на Южный Урал, где приняли участие в формировании нескольких современных народов. Но дальнейшее такое разделение проугорской общности привело к тому, что предки венгров ушли на Карпаты и на Дунай, а предки ханты и манси пошли по отрогам Урала на Север. И лощадь – это воспоминание о тех далеких временах, когда они были коневодами.
Также для посетителей выставочной площадки был организован мастер-класс. Его участники могли нарисовать картину Геннадия Райшева, перед этим прослушав аудио-историю о ней. Волонтер культуры Югры Галина Ботова попробовала воспроизвести картину «Зырянки на празднике».
«Раньше на территории Югры жили не только ханты и манси, но и зыряне, селькупы, коми, пермяки, татары, башкиры, калмыки, казахи. Геннадий Райшев видел все эти национальные черты и отражал это в своих работах. Он улавливал суть и двумя штрихами мог нарисовать портрет. Местные жители, которые потом смотрели на его картины, узнавали себя», – поделилась подробностями Галина Ботова.