Вы играли в «Тут Сургут»? Как делают настольные игры про родной край

Настольные игры давно перестали быть детским увлечением. © / Инна Жданова / Из личного архивa

Шахматные столики в парках и сосредоточенные игроки за ними. «Забивание козла» во дворе. Игра в подкидного с соседями по купе. Резные нарды у дедушки на верхней полке. Семейный вечер за игрой в лото. Вырезание «ходилок» из «Мурзилки», вместо фишек – пуговки… Сколько воспоминаний из детства о настольных играх! Они помогали отдохнуть, провести время и подружиться. Всё это живо и сейчас: в отличие от треугольных молочных пакетов и ключей под ковриком настолки не только остались рядом, но и многократно умножились, стали интереснее.

   
   

Надо переключаться!

«Когда-то настольные игры были в основном детским развлечением. Сейчас ситуация кардинально изменилась, – рассказал корреспонденту ugra.aif.ru основатель Гильдии разработчиков настольных игр «ГРаНИ» Юрий Ямщиков. – Играют молодёжь, люди среднего и старшего возраста, чаще всего с высшим образованием, занятые интеллектуальным трудом, творчеством. Играют с друзьями, детьми, целыми семьями. Современные настолки успешно конкурируют с компьютерными играми, их преимущество – в возможности живого общения лицом к лицу. На Западе настольные игры более популярны, чем у нас. В немецких семьях нормально иметь по несколько настолок, а для России это всё ещё нетипично, но есть потенциал для роста. Всё больше людей разных возрастов вовлекается в такое хобби, и это хорошо: в наш цифровой век настолки – хороший способ переключиться от экрана к реальному миру, к людям, к близким и друзьям, провести с ними время здоровым, полезным способом».

Популярность настольных игр растёт и у югорчан. Заместитель директора Государственной библиотеки Югры Юлия Сухатская знает об этом не понаслышке: «К нам в библиотеку постоянно приходят ребята из клуба настолок играть в «Мафию», также в библиотеке действует клуб настольных игр, где все желающие играют в самые популярные настолки – «Алиас», «Монополию», «Уно» (последняя у молодёжи наиболее популярна). Но играть можно не только ради развлечения: есть игры, обучающие планировать карьеру, развивать бизнес или изучать какие-то области знаний, например по истории или литературным произведениям. Игровые механики помогают во многих сферах, и люди часто создают игры для решения профессиональных и творческих задач».

«Возьми две!»

Мультиязычную настольную этноигру «Кӑт вўйа!» (в переводе с хантыйского – «Возьми две!») издали на днях в Научно-библиотечном центре Ханты-Мансийска. Она помогает освоить ряд слов на языках народов ханты и манси, познакомиться с их сходством и различиями, понять особенности произношения. Так, игра рассказывает, что «морах» («морошка») и «амп» («собака») на обоих языках схожи, но звучат и пишутся немного по-разному, что «олень» по-хантыйски – «вулы», а по-мансийски – «салы». В видеоприложении даются рекомендации по произношению.

«В 2022 году мы сделали «Кӑт вўйа!» как самоделку для библиотечных занятий, – говорит один из авторов игры библиотекарь-краевед Надежда Постика. – Опробовав её в десятках игр с читателями разных возрастов, мы убедились в её востребованности». Проект получил поддержку «Газпромнефть-Хантоса» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Это позволило издать игру в хорошем качестве, и сейчас она распространяется по школам и детсадам Ханты-Мансийска.

Разработчики часто посвящают игры родному краю. В прошлом году в Югорске прошёл открытый конкурс историко-краеведческих авторских настольных игр и сценариев интеллектуальных игр «Моя Югра», на него поступило 80 разработок. Среди самых заметных кейсов югорской игровой индустрии 2023–2024 годов – финансовая игра «Хантаполия», разработанная студентами ЮГУ при поддержке фонда «Мой Бизнес», а также сургутские – русско-хантыйская карточная игра «Умный человек» и краеведческая настолка «Тут Сургут», представляющая деловую столицу округа с необычных сторон. Две последние будут изданы Сургутским многофункциональным культурно-досуговым центром в рамках проекта «Югратека», который победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив.

Цифры
По прогнозам консалтингового агентства Data Bridge Market Research, мировой рынок игральных карт и настольных игр будет прирастать в среднем на 9,2% в год и с 18,55 млрд долларов США в 2023 году увеличится до 37,51 млрд в 2031-м. В России в 2024 году продажи настольных игр выросли на 17% в денежном выражении и на 11% – в количественном.