Запрос на эмоции. Кто в век интернета ходит в библиотеки

Актуальным остаётся запрос на эмоции. © / freepik.com

В век интернета, когда в Сети можно найти любую информацию, библиотеки могут показаться пережитком прошлого. Для чего они нужны? Об этом мы поговорили с заведующей детской библиотекой Ханты-Мансийска Мариной Тиховой. По итогам X конкурса департамента культуры Югры в области библиотечного дела им. Н.В. Лангенбах она признана лучшим детским библиотекарем округа. 

   
   

Не «бабушки в шалях»

Татьяна Раздрокова, «АиФ-Югра»: Марина Николаевна, вы в профессии с 2000 года. Сильно ли за это время изменилась ваша работа? 

Марина Тихова: Стереотипы, будто библиотекари сплошь «бабушки в шалях», – неверны. Когда я пришла работать в детскую библиотеку, коллектив был на 80 процентов молодёжный. Скучной эта работа не была никогда. В начале двухтысячных каждый библиотекарь должен был по плану провести два своих мероприятия в месяц плюс три-четыре раза помочь с этим коллегам. Городская детская библиотека размещалась в отдельном здании и имела два зала. На встречу приходило сразу два класса – шестьдесят участников. Проведение каждого мероприятия обеспечивали 5-6 сотрудников, и этому предшествовало до 5 репетиций. Слова знали наизусть! Сегодня специалист нередко в одиночку проводит мероприятие. Приходится быть универсалами, постоянно чему-то учиться.

– Библиотекари стали блогерами, дизайнерами, операторами, монтажёрами. Это вынужденная мера?

– Когда началась пандемия коронавируса, читатели не требовали видеоролики со сказками. Указания шли сверху: вы теперь на удалёнке – делайте что-нибудь. И мы старались, хотя было непросто. Получали отзывы типа «вот это да, ещё и кукольные спектакли делаете!»

Это был большой толчок к развитию. Онлайн-проекты, которые прижились, продолжаем и сейчас: «Книгу с автографом» (ролики о писателях и изданиях, подписанных в дар библиотеке), «Мэри Поппинс» (рекомендации родителям по раннему развитию и семейному чтению). А профориентационный клуб «Ориентир» теперь действует в гибридном формате: школьники встречаются с врачами, метеорологами, геологами, а в интернете мы размещаем ролики об этих профессиях.

   
   

Но наибольшее влияние на библиотечное дело, я думаю, оказало распространение интернета. Сегодня большинство людей может самостоятельно и быстро найти необходимую информацию, и они за этим больше к нам не обращаются.

Разгрузите детей!

– Для чего же библиотеки современным людям?

– Актуальным остаётся запрос на эмоции. Они будят интерес к знаниям, делают жизнь интереснее. Практикум по истории письма, во время которого школьники писали гусиным пёрышком и металлическими перьями, пришлось повторить для нескольких групп детей и родителей, потому что всем понравилось, и молва разнеслась. Также людям важна возможность самореализации. Начинающий поэт, самодеятельный художник, увлечённый рукодельник – библиотека может помочь им показать людям своё творчество, поучаствовать в конкурсах, концертах, выставках.

Библиотека – это ещё и общение: клубы, досуг, интересные встречи. Мы сотрудничаем со многими организациями, активистами, волонтёрами. Летом работала игровая с настольными играми – в ней часто бывал аншлаг. Самое большое спасибо хочу сказать «серебряным» волонтёрам. Они с удовольствием рассказывают детям, как раньше учились и играли, как трудились в военные годы, праздновали первый полёт человека в космос… Ребятишкам нравятся такие встречи, они живо интересуются детством своих бабушек. Хотя приходится признать: старшему поколению сложнее воспринимать современные детские игры и молодёжные субкультуры.

В библиотеку можно прийти без записи и провести время за интересными занятиями. Среди посетителей много ребят из окрестных домов. Они приходят компаниями, листают журналы, читают книги, обсуждают какие-то свои дела. Делают домашние задания и даже рисуют здесь школьные стенгазеты. Малыши шепчутся с золотыми рыбками из нашего аквариума, желания загадывают (мы поддерживаем эту веру). По выходным часто заходят родители с малышами, выбирают книжки.

– Вы много общаетесь с детьми – наверное, знаете их проблемы, трудности. Какие они?

– Самая большая боль детей – загруженность. Много задают в школе, да и дополнительных занятий у ребят очень много, а ещё многочисленные олимпиады и конкурсы. Дети устают, им не удаётся читать столько, сколько хочется, бывать на интересных библиотечных мероприятиях. Хотелось бы хоть немного их разгрузить.

– О чём мечтаете?

– Мечтаем о новом помещении. Сейчас библиотека размещается на площади вдвое меньшей, чем прежнее здание. И стеллажи с книгами, и абонемент, и место проведения массовых мероприятий – в одном месте.

– Как думаете, люди перейдут на электронные книги?

– Бумажные остаются востребованными. Некоторое время назад школьники, например, приходили со списками литературы для чтения, но брали лишь половину наименований: остальное скачаем. В последние два-три года наблюдаем откат к «бумаге» – по крайней мере, у младших школьников. С классическими книгами меньше страдает зрение, да и родители за них, ведь дети порой под предлогом чтения программной литературы играют на телефоне дольше положенного. И всё больше родителей, которые хотят знакомить своих чад со сказками Сутеева и другими книгами – точь-в-точь как из своего детства.  

Кстати
Изучив результаты разных научных исследований с участием 470 тыс. человек, учёные из Университета Валенсии пришли к выводу, что чтение печатных текстов в течение длительного периода времени может в 6–8 раз повысить навыки понимания текста по сравнению с чтением с экрана.