«Зелёный круг». Как из мусора делают произведения современного искусства

С порога гостей встречает выставка картин в разных техниках. © / Екатерина Гугулян / Из личного архивa

Необычная выставка под названием «Зелёный круг» заработала в культурном центре «Порт» в Сургуте. Она станет открытием даже для тех, кто никогда не интересовался экологией. Это просветительский проект. Авторы хотят, чтобы люди задумались над тем, что несут в этот мир.

   
   

Картины из мусора

С порога гостей встречает выставка картин в разных техниках. На работах изображены исчезающие или уже исчезнувшие животные и птицы из списка Красной книги Югры. Большинством из них можно любоваться только на картинах. Мало кто знает о региональной Красной книге и о том, какие потери несёт наша природа. Через художественные образы авторы подчёркивают весь трагизм ситуации.

Пожалуй, одну из самых трогательных историй рассказала журналист Надежда Макаренко. Она прониклась историей про филинёнка, который упал с дерева, «оживила» его и попыталась представить, что он думал и чувствовал. «Я филинёнок. Я упал с ветки. И мне столько всего ещё нужно узнать! Всё бывает в первый раз. И сегодня я понял, что пора лететь. Не знаю, почему именно сегодня, но ощутил это всей своей птичьей сущностью. И полетел! Грохнулся вниз, словно старая кедровая шишка. Спасибо мху за мягкую посадку» – вот такая получилась у Надежды история от лица филинёнка.

Просветительский проект заставляет гостей выставки размышлять и над своей внутренней экологичностью. Этот современный термин подразумевает, что человек должен задумываться не только над тем, чем наполнен его мусорный пакет, но и чем наполнено его сердце, как его эмоции влияют на окружающих. По мнению авторов, они вредны, как и мусор. Организаторы выставки предлагают правильно проживать эти состояния и выплёскивать негатив только через искусство.

«Это тренд, когда люди вместо того, чтобы вымещать зло и эмоции на других, творят и оставляют их на холсте. Каждый человек может заниматься любым творчеством, чтобы оставить свои эмоции в искусстве, а не «бить» других. Все работы написаны в стилистике нейрографики – это своего рода арт-терапия, в которой объединяются изобразительное искусство с психологией», – объяснила куратор проекта «Зелёный круг» Евгения Кузнецова. 

Экспонаты. Фото: Из личного архивa/ Екатерина Гугулян

Арт или треш?

«В большом зале у нас представлены работы в стиле треш-арт и джанк-арт, – добавляет Евгения. – Это два стиля-синонима, которые объединяют мусорное искусство. Это работы, которые созданы из вторичного сырья: ненужных предметов, мелочей – всего, что пошло бы в мусорку, на свалки. Эти направления дают мусору вторую жизнь в искусстве».

Так самый настоящий мусор получает вторую жизнь и статус арт-объектов. Засохшие трава и цветы, органические отходы, пакеты, крышки и многое из того, что чаще всего отправляется на свалку, вдруг стало экспонатами, часть из них – холстом для художников. 

   
   

«Когда писала свои картины на мусорных пакетах, то не ожидала, что будет такой резонанс. Люди приходят в шок, что пакеты можно выставлять, что на них можно рисовать, это действительно выглядит очень странно, необычно, но красиво. Часть разрисованных пакетов даже пришлось уже раздарить», – признаётся Евгения.

Маленькая тёмная комната скрывает ещё одну жемчужину проекта – банки с водой, которую набрали в реках Сайме, Оби и Чёрной. Им ровно столько, сколько живёт выставка. К экспонатам не требуются комментарии. Видно, во что превратилась вода в банках и какая живность там завелась.

«Думаю, что масштаб проекта максимально полезный. Он не только художественный. Это искусство плюс экология. Люди задумываются, когда видят, что в Красной книге Югры некоторые виды уже исчезли и их невозможно больше встретить в природе. Когда видят современное искусство из мусора и понимают, сколько всего можно сделать из того, что они выбрасывают. Когда видят осадок в воде – тоже понимают свою причастность к этому», – считают организаторы.

Над проектом работало около 20 человек. Они не просят, а умоляют людей поменять своё отношение к миру и прежде всего к себе. Пока их сердца не «прокисли», как вода из главных артерий Югры.