В прошлом году уполномоченному по правам ребёнка в Югре поступило 59 обращений о конфликтах в школе. По сути, этой теме была посвящена каждая третья жалоба. В 2021 году таких обращений было 26. Как узнать, что ребёнок подвергается травле в школьном коллективе, можно ли предотвратить ситуацию или выйти из неё с минимальными потерями? Выяснял корреспондент ugra.aif.ru.
Был всегда, назвали по-другому
Буллинг – относительно молодой термин, позаимствованный нами из английского языка. В русском это явление называют «травлей», «издевательством». И сразу понятно, что это не просто подшучивание или подтрунивание детей друг над другом, это угроза здоровью, а иногда и жизни. «Такого масштаба, как сейчас, не было никогда. Сейчас ситуации уже несут за собой психотравмы и физические травмы. Травля в школе происходит совершенно по-разному. Это может быть обидное слово, обидный жест, обидная мимика», – объясняет главный внештатный педагог-психолог Югры Ирина Мусатова.
И даже эти обидные слова, мимика и жесты могут в итоге привести к катастрофе.
В начале декабря прошлого года в Нижневартовске ученик 8 класса одной из местных школ «нанёс множественные удары ножом в область туловища и других частей тела своему сверстнику» – так определяют действия подростка сотрудники Следственного управления СК России по Югре. В ведомстве уточняют, что ссора между одноклассниками произошла на фоне давнего конфликта. Возбуждено сразу два уголовных дела: о причинении тяжкого вреда здоровью и о халатности. Уволены директор школы и классный руководитель.
После этого инцидента специалистами департамента образования Югры было принято решение добавить в онлайн-сервис «Электронный дневник школьника» кнопку «Осторожно, буллинг» для возможности быстрого реагирования. Вкладка о буллинге размещена в электронном журнале государственной информационной системы «Образование Югры». Все сообщения, которые размещают там родители или дети, поступают напрямую к главному внештатному психологу Югры, а затем прорабатываются с психологами конкретных муниципальных образований.
«Всё будет на контроле. Мы будем видеть каждое обращение. Ранее к нам ни разу не обращались по вопросам буллинга в школах. Мы запланировали и проведение повышения квалификации классных руководителей по детской психологии, – сообщил директор департамента образования и науки Югры Алексей Дренин. – Всем образовательным учреждениям Югры поставлена задача усилить мониторинг на предмет буллинга среди детей».
Само собой не рассосётся
Специалисты служб медиации уверены, что за последствия травли должны отвечать три стороны: сами школьники, их педагоги и родители. Мамам и папам психологи рекомендуют чаще разговаривать с детьми о том, как идут дела в школе, их друзьях и интересах.
«Ребёнок всегда подаёт знаки. Как только родители отвлекутся от экрана телефона или телевизора и посмотрят на ребёнка – они всё поймут. Очень важно ребёнка видеть и слышать. То, что дома дети мало общаются с родителями, – одна из причин, почему в школах происходит буллинг. «А ты не слушай», «всё рассосётся», «давай подождём», «давай промолчим» – нет, так это не работает. Там, где у родителя с ребёнком доверительные отношения, всё можно решить. Родителям, которые не справляются, рекомендую обратиться за помощью к детскому психологу», – говорит Ирина Мусатова.
Буллером чаще становится ребёнок (подросток), который подвергается насилию в семье или пережил какие-то психотравмирующие моменты. Например, если отец бьёт и унижает мальчика дома, есть вероятность, что тот попробует отыграться в школе на более слабых одноклассниках. Иногда буллер обладает высокой самооценкой и сниженной эмпатией – такие вполне осознают свои действия.
«В наших школах достаточно ресурса для оказания помощи в таких ситуациях. Прежде всего, человеческий ресурс в лице профессиональных психологов, советников по воспитательной работе, ведущих примирительных программ, медиаторов. Используются разного рода примирительные программы, восстановительный подход. Мы восстанавливаем психологическое состояние школьников, нарушенное вследствие травли, исправляем причины конфликта, то есть занимаемся профилактикой рецидива конфликта», – рассказала в программе «Здесь и сейчас» на ТРК «Югра» заместитель директора МКУ «Центр диагностики и консультирования» департамента образования администрации Сургута Олеся Чуранова.
Родительские чаты – источники раздоров?
Не всегда агрессия исходит от школьников. «Дети перенимают из семьи манеру общения, слышат обсуждения родителей в чатах и делают свои выводы. Порой субъективные. Всё это впоследствии выливается не только в конфликт в мессенджере, но в реальный конфликт детей. Мы ушли в цифровую среду, но разногласия в онлайн всё равно находят выход в реальную жизнь. Порой это доходит до буллицида (суицид, который произошёл из-за буллинга). Таким могут быть последствия повседневных препирательств в родительских чатах», – прокомментировала ситуацию член команды молодёжного цифрового омбудсмена Наталия Гераськина.
В России действует несколько ресурсов для помощи родителям и детям, которые находятся в ситуации буллинга. Один из них – федеральный сайт растимдетей.рф. Здесь можно получить консультацию психолога, как анонимно, так и официально. Квалифицированные психологи оказывают поддержку ежедневно. Есть жёлтая кнопка «Цифропомощь» – она расположена на сайте молодёжного цифрового омбудсмена России youthombudsman.ru. Это сервис подачи обращений для молодых людей, которые столкнулись с проблемами в интернете и не только. Можно заполнить форму под псевдонимом или анонимно. Заявки рассматривают педагоги московского университета им. Кутафина. Они предоставляют юридическую и психологическую поддержку. «Когда дети и родители будут получать такие юридические и психологические консультации, они будут знать, какие действия в их отношении правомерны, а какие нет. Таким образом мы формируем правовую грамотность и снижаем потихоньку буллинг в школах и в обществе в целом», – считает Наталья Гераськина. А Ирина Мусатова рекомендует обратить внимание на организацию досуга школьника: «Когда ребёнок как-то иначе начинает вести себя дома и со школьниками, родители чаще всего запрещают ему гулять на улице, посещать секцию, а это неправильно. Ребёнку некуда «сливать» свою энергию. А её желательно направлять в мирное русло. Запреты только усугубляют ситуацию. Будет только хуже. В обязательном порядке нужно организовать досуг ребёнка вне школы – кружки, секции. Спорт – это наше всё. Это может быть волонтёрская и общественная деятельность».
Мнения экспертов
Ольга Путилова, начальник отделения по делам несовершеннолетних Управления МВД России по Югре:
– Обращения в полицию из-за буллинга единичны. В основном эти конфликты разрешаются в образовательных учреждениях. Хотелось бы обратиться к законным представителям – необходимо налаживать детско-родительские отношения, владеть информацией о имеющихся проблемных вопросах у детей. И не забывать, что за клевету и оскорбление Кодексом об административных нарушениях РФ предусмотрена административная ответственность, административный штраф.
Ринат Байчурин, тренер-преподаватель секции бокса автономного учреждения «ЮграМегаСпорт»:
– Для того, чтобы дети не конфликтовали, советую заняться любым спортом. Уроки физической культуры в школах не дают такой нагрузки. Физическая нагрузка, сменяющая умственную после школы, – это очень хорошо, ребёнок физически разгружается. После этого ему легче прийти и выполнить домашнее задание. Что касается бокса – дети, которые посещают эти секции, никогда не станут применять свои знания на одноклассниках. У нас это табу. Если ребёнок подерётся в школе, мы его отстраним от занятий. Но за время моей профессиональной деятельности такого не было.
Анастасия Урсу, доцент юридического института Югорского государственного университета:
– Буллинг имеет правовые последствия, ведь это причинение вреда здоровью. Жертве буллинга нельзя замалчивать эту ситуацию. В первую очередь нужно обсудить её со значимым взрослым. Если нет доверительного контакта с родителями, то всегда есть рядом кто-то другой. Например, классный руководитель, любимый учитель, педагог-психолог, любимый тренер или бабушка. А эти значимые взрослые должны вникнуть в ситуацию и принять взвешенное решение, чтобы её преломить.