В День студенчества мы спросили у преподавателей вузов и колледжей о своей жизни за учебной скамьей, о перспективах перед современными студентами и их отношении к учебе.
Больше возможностей
По мнению преподавателя русского языка и литературы Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Натальи Ивановой, нынешняя учебная программа для «грызунов науки» сильно отличается от советской. «Тогда мы не имели возможности изучать творчество Булгакова, Пастернака и Солженицына, например», – говорит преподаватель.
С ней согласен ее коллега, преподаватель Тюменского госуниверситета Дмитрий Аржиловский.
«Различия во всем процессе видны невооруженным глазом. Сейчас у студентов намного больше возможностей для поиска и анализа информации, научных и других источников. Интернет открывает широкие перспективы для коммуникации, очного и заочного участия в научных мероприятиях разного уровня, включая международные, и успешной публикации результатов своих научных изысканий. Расширилась сфера международной деятельности вузов, возможность стажироваться за рубежом», – говорит Дмитрий.
А учитель музыки из колледжа для одаренных детей Севера Светлана Суворова и вовсе рассуждает о том, что качество образования осталось на том же уровне в сравнении с советской школой.
«Те же предметы и требования. В связи с нынешней ситуацией появилась новая форма обучения – дистанционная. Наше время студенчества выигрывает тем, что было больше возможности общения, реализации творческих планов. И сейчас у студентов есть такая возможность, но в заочной форме», – отмечает Светлана.
Те же студенты?
«Я не могу сказать, что в мое время все относились к учебе добросовестно. У нас были такие студенты, которые приходили к последнему курсу с долгами. Сейчас дети как-то выборочно подходят ко всему. Наверное, это потому, что сейчас огромное количество информации, в другое время совершенно живем, и поэтому они для себя, для будущей профессии выбирают что-то конкретное», – рассуждает Наталья Иванова.
По ее словам, современные студенты больше прагматичные, это другое поколение. Они же выросли на компьютерах, на телефонах.
«Мне кажется, что им легче всего общаться именно виртуально. Порой идешь по коридору в колледже и видишь: сидят пять, десять человек, и все они в телефонах. Вроде ребята из одной группы, вроде как перемена, есть возможность пообщаться, поговорить, посмеяться, но нет, они все в телефонах сидят. Если по каким-то качествам оценивать, то они такие же добрые, отзывчивые», – говорит преподаватель.
«Отношение студентов всегда одинаковое. Времена меняются – студенты остаются. В нашем информационном веке очень много отвлекающих факторов и соблазнов, которые могут как помочь в учебе, так и отвлечь от неё», – Светлана Суворова высказала иное мнение.
Энергии хоть отбавляй
Дмитрий Аржиловский заверил нас, что современный студент более инициативен, открыт, любопытен. И у него для этого сейчас куда больше возможностей.
«Проблема в другом: перспектив множество, энергии хоть отбавляй, но для её направления в созидательное русло человеку часто нужна поддержка. И в этом я вижу одну из важнейших педагогических задач: говорить со студентом, помогать ему сориентироваться в потоке информации, который всё шире с каждым днём, активно проявлять заинтересованность и наставнические качества, при этом всегда с уважением относиться к его интересам, мнению и выбору. В голове студента образца 2021 меньше шаблонов, при этом больший простор для познания, преодоления собственных границ», – считает Дмитрий.