Югорские школьники и их родители готовятся к новому учебному году. Но не все ребята 1 сентября сядут за парты: в некоторых семьях дети учатся другими способами.
Понимать ответственность
В России более 320 тысяч детей школьного возраста, по данным Минпросвета, не учатся очно в государственных школах. В народе часто называют это «домашним обучением». Это известная с советских времён форма, когда у ребёнка проблемы со здоровьем и учителя занимаются с ним на дому. Но законодательство предусматривает для «альтернативщиков» разные варианты: заочное, очно-заочное, семейное обучение, самообразование. Важно: все разрешённые формы должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.
Учить детей на дому семьи берутся по разным причинам: состояние здоровья ребёнка, территориальная удалённость от школы, отставание в учёбе, конфликты, спортивные или творческие занятия, религиозные убеждения или просто желание попробовать. Во всех этих случаях за усвоение материала школьником отвечают родители или те, кто их заменяет. Заниматься помогают учебники, интернет, кружки, репетиторы, частные и методические центры. Государство следит, чтобы учёба не пошла на самотёк: «семейные» дети аттестуются по всем предметам не реже раза в год, на заочном образовании – каждую четверть (или триместр). Не справляются – возвращаются за парту. Впрочем, вернуться на «очку» можно по желанию в любое время.
Директор ханты-мансийского центра развития культуры и спорта «Олимп» Галина Каленская в сентябре впервые поведёт дочь-третьеклассницу в муниципальную школу.
«Выбор семейного обучения с первого класса был следствием стечения обстоятельств, – рассказывает Галина. – В школе по месту жительства не хватило места. Знаю десятки семей в Ханты-Мансийске и других городах с подобным опытом. В нашем центре тренируется двадцать «семейных» деток. Наблюдаю случаи, когда ребёнок получает знаний больше, чем дала бы обычная школа, но вижу и неудачи – когда учёбу не потянули и забросили. Поэтому я постаралась уделять обучению много внимания. Дочка посещала частный образовательный центр, а дома занималась со мной. Творчески, с интересом: для занятий по технологии ходили в пекарню и столярку, изучали изо на выставках и мастер-классах по рисованию. И, само собой, спорт. Чтобы выработать мотивацию, проговаривали, как важно учиться, чтобы освоить в будущем ту или иную профессию. Со школой, куда мы прикрепились, повезло: был полный контакт, нам даже даты аттестаций подвинули ради участия в соревнованиях.
Сейчас решили перейти на «классику» из-за расхождений в программах частного центра и муниципальной школы. Думаю, всё равно пришлось бы это сделать не позднее пятого класса. Школа – это социализация. В кружке ребёнок по часу в день среди друзей, а в школе каждый день подолгу в большом коллективе – учится общаться, строить отношения, решать проблемы.
Несмотря на наш положительный опыт, никого не агитирую уходить из школы, ведь каждая ситуация индивидуальна. Надо здраво оценивать возможности свои и ребёнка, осознавать ответственность. Своим спортсменам говорю: «Даже если вы выбираете профессиональный спорт, нужно быть образованным. Не думайте, что семейное обучение лёгкое, оно вдвое больше усилий требует, ведь учишься сам!»
«Хотим всё успеть!»
Репетиторы – дело недешёвое. Урок со студентом обходится в 300–500 рублей, опытные преподаватели за подготовку к ОГЭ и ЕГЭ берут до полутора тысяч, за учёбу в онлайн-школах нужно выкладывать от 8 до 40 тысяч ежемесячно.
На учёбу школьника среднего звена может хватить 5–10 тысяч в месяц, если ребёнок мотивирован. На старшеклассника уйдёт не менее 15–20 тысяч, если комбинировать занятия в малых группах с репетиторством.
Кстати, многие обращаются к репетиторам уже в пятом-шестом классах, когда становится больше предметов и учителей, программа усложняется и успеваемость падает из-за стресса. «Дроби в школе изучают по пять занятий еженедельно около месяца, – говорит частный педагог-математик из Сургута Кристина Викторовна. – А с репетитором ребёнок может усвоить тему за три-четыре часа. Но не всё так однозначно. В школе ребёнок раз за разом прорешивает задачи, уравнения, пишет контрольные – нарабатывает навыки. Это очень важно. Успехи в обучении примерно на треть состоят из заслуг репетитора, ещё на треть – от способностей, интереса, силы воли самого ребёнка. Остальное зависит от окружения: семьи, друзей, общества. В моём родном городе считалось зазорным ходить к репетитору: ты что, тупой? Здесь же в порядке вещей посещать дополнительные занятия, чтобы быть успешным. Наибольшая потребность, пожалуй, наступает в восьмом-девятом классах, когда ребята готовятся к ОГЭ».
Анастасия Резванцева из Ханты-Мансийска – энергичная и жизнерадостная женщина. Мама четверых детей в возрасте от 2 до 21 года. Работает, занимается в любительском театре, участвует в городских фестивалях и концертах, активно поддерживает ребячьи увлечения.
«Моему среднему сыну Кириллу 12 лет, дочери Лизе – 8. Они творческие и разносторонние, хотят посещать много кружков, а со школьным расписанием это не всегда согласуется. Перечитав много нормативных актов и форумов, я обнаружила, что есть заочная и очно-заочная формы обучения, где сохраняются все плюсы статуса школьника и учителя дают консультации по каждому предмету. Осенью прошлого года я взяла с детей честное слово, что они будут усердно заниматься, и написала заявление. Теперь дочь посещает школьные уроки по двум предметам, сын осваивает программу сам. Удалось сформировать расписание так, что ребята вместе ходят заниматься шахматами, на театральные репетиции, осваивают компьютерную грамотность в кванториуме и английский язык в кружке».
Репетиторы пока не требуются, да и подстёгивать детей не приходится, говорит Анастасия. «Они очень любят свои занятия, а чтобы заниматься и впредь, нужно успевать в учёбе. И спасибо специалистам центра диагностики и консультирования, куда Кириллу повезло ходить на подготовительные занятия к школе: там помогли приучить его к дисциплине и самостоятельности».
Спрос и предложение
В 10 и 11 классах учащийся вправе принять решение о переходе на самообразование. В ряде случаев это может быть хорошим решением, считает Анна Метелёва, руководитель сети репетиторских центров «Мастерская знаний» в Нижневартовске и Тюмени.
Где учиться – в школе или дома, каждая семья решает сама. В Югре создана инфраструктура поддержки «семейников», специалисты дают консультации, проводят обучающие встречи, выпускают разъяснительные материалы. На базе каждого муниципального органа образования действуют диалоговые площадки взаимодействия с родителями, ведущими семейное обучение, а на базе 71 школы есть центры методического сопровождения. Их контакты, документы и прочую полезную информацию можно найти на сайте института развития образования, на базе которого с 2023 года действует региональный центр методического сопровождения родителей.
Кстати
Семейное образование в 2023-2024 гг получают 1740 юных югорчан. Толчок к росту популярности такой формы дала пандемия, когда семьи с детьми-школьниками примерили на себя «дистанционку».
До 2013 года родители школьников на семейном обучении получали официальную денежную компенсацию. Впоследствии выплаты упразднили, они предусмотрены лишь в нескольких регионах (к примеру, в Пермском крае, Свердловской области). Анализ региональной статистики, проведённый российской ассоциацией семейных школ, не выявил связи между наличием компенсации и распространённостью семейной формы обучения.