«Успех каждого» - это приоритетное направление национального проекта «Образование», реализация которого должна опираться на лучшие педагогические практики. В ходе круглого стола с таким названием его участники в День учителя не только обозначили свои взгляды на современного молодого учителя, но и внесли предложения по развитию образования в целом.
Онлайн-платформы – лишь сервис, в центре – ученик
В этом году на региональной платформе ГИС «Образование Югры» был запущен маркетплейс цифрового образовательного контента. Новые форматы: мобильные приложения, онлайн-платформы – это лишь сервис, а в центре - ученик, вокруг которого и строится новая образовательная среда. Она позволяет каждому ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Как можно совмещать онлайн и офлайн-обучение с точки зрения индивидуализации образования?
Губернатор Наталья Комарова, которая также принимала участие в беседе учителей, сказала: «То, что вы наработали как практику в весенней части учебного года 2019-2020, крайне пригодится сейчас, когда мы начали новый учебный год, и он сопровождается традиционными сезонными гриппами и ОРВИ. И нередко мы вынуждены закрывать на карантины классы, и плюс новая пандемия. А вы уже с накопленным опытом, в том числе и для построения программы всей образовательной организации. Чтобы развести потоки, какую-то часть уроков можно перевести в онлайн, а какую-то оставить в офлайн».
Сейчас в своей работе Татьяна Веснина использует и очную, и дистанционную формы обучения. По ее мнению, онлайн-система образования дает возможность детям самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и удобное время для их выполнения. Кроме того, учитель теперь может работать с каждым учеником индивидуально. Но есть и минус - когда педагог оценивает работу, он видит только результат, а не весь процесс выполнения задания. А в очном режиме всегда видно, как ребенок работает, и можно ему помочь в случае возникновения трудностей при выполнении задания.
Татьяна Веснина напомнила, что онлайн-обучение в округе проходит на образовательной платформе с использованием современных технологий, которые учителя стали применять при традиционном обучении. По ее мнению, это очень продуктивно влияет на развитие детей.
Наталья Комарова заметила, что это еще важно для здоровья, психики и детей, и родителей, и преподавателей. Так как, с учетом наработанной практики, сейчас уже нет стрессовой ситуации, которая была с марта, когда все школы региона перевели на дистанционное обучение.
В связи с этим учитель озвучила предложение к Министерству просвещения РФ о необходимости разработать больше рекомендаций по работе на платформе Zoom, которая позволяет проводить онлайн-уроки. Многие учителя и ученики испытали трудности, когда весной все одновременно работали на данном ресурсе, система часто давала сбой. Кроме того, педагогам округа хотелось бы работать и на других платформах.
Губернатор попросила прокомментировать данное предложение директора департамента образования Югры Алексея Дренина. «Для нас было крайне важно, чтобы отработанные возможности цифровой платформы были адаптированы на такой одновременно большой спрос на эти сервисы.
Но так сложилось, что платформы, аналогичной Zoom, для проведения онлайн-мероприятий, качественно работоспособной, у российских разработчиков пока нет. Но, тем не менее, на базе нашей цифровой образовательной платформы ХМАО-Югры такую разработку мы сейчас ведем. И небольшому количеству школ, нескольким десяткам, повезло. Они смогли протестировать этот сервис».
Как добавила глава региона, сейчас идет доработка данной платформы и, возможно, югорской продукт будет востребован и масштабирован по стране.
По мнению Натальи Комаровой, важно, чтобы была высокая надежность цифровых платформ для организации системы образования региона.
Что важнее – обучение или воспитание?
Образование - это не только обучение, но и воспитание. Можно ли разделить эти понятия и какое из них приоритетнее? С 1 сентября вступили в силу поправки в закон об образовании РФ в части вопросов воспитания обучающихся. Воспитательная функция была закреплена нормативно за системой образования. Скорректировано понятие воспитание. Под ним предлагается понимать деятельность, направленную на развитие личности. Какова же роль школы в воспитании и формировании ценностных ориентиров школьников?
В воспитании школьников Пыть-Яха помогают различные организации, раскрывающие их творческие способности и привлекающие в созидательную деятельность. Именно общаясь друг с другом, дети учатся добру, милосердию, быть толерантными.
В школе №1 Пыть-Яха создано первичное отделение российских школьников, работа которого направлена на патриотическо-воспитательную деятельность, гражданскую активность, личностное воспитание. Также школа сотрудничает с общественной организацией «Активист», занимается волонтерством.
Роль наставничества важна
Каждый молодой педагог, придя работать в школу, сталкивается с рядом трудностей, и актуальным становится институт наставничества. В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование» начали функционировать центры оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Учителя школ Пыть-Яха активно включились в этот проект. В связи с этим возрастает роль наставничества в школе.
Одна из учителей начальных классов школы №5 Пыть-Яха поделилась своим мнением на этот счет. Она пришла работать в школу, в которой училась. «С одной стороны, это здорово, ты всех знаешь, а с другой, все учителя остались для тебя учителями, но не коллегами. Мне очень повезло, что меня с первых дней сопровождала и помогала в предметных, методических вопросах, в организации воспитательного процесса наставник Наталья Леонидовна. Я посещала ее уроки, мы вместе готовились к моим, совместно проводили мероприятия и даже первые родительские собрания. Также помощь в работе оказывали и другие более опытные педагоги», - рассказала педагог.
Участники «круглого стола» пришли к единому мнению, что смысл профессии учителя и есть в том, что планку, до которой все время нужно дотянуться, задают дети. А учитель - это человек, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить. Учитель – творческая профессия, и она требует способности находить уникальные подходы к разным детям вне зависимости от их возможностей и особенностей. В этом и есть секрет профессии.