Ветхое жильё – отличительная черта Югры. 5 тыс. граждан из 187 аварийных домов запланировано переселить к 2017 году. А пока... Пока такие дома представляют потенциальную опасность. Это хорошо знают пожарные – уж очень часто горят «деревяшки».
Пожар за пожаром
В августе было 38 пожаров, 19 из них – в ветхих домах. Всего же в этом году, по данным МЧС Югры, горело 237 жилых зданий, из них 119 «деревяшек». В пос. Солнечном без жилья остались 57 человек. В пос. Дивном (Нижневартовский р-н) дотла сгорела двухэтажкка. 47 человек (13 семей) остались без крыши над головой.
Где жить дальше? «Пострадавшим предложили разместиться на базе ЖЭУ-19. Там можно приготовить обед, принять душ, переночевать. Этой возможностью никто не воспользовался», – заявил зам. директора департамента ЖКХ Нижневартовска Ринат Назумутдинов. По его словам, сотрудники управления по жилищной политике Нижневартовска хотели предложить гражданам квартиры в маневренном фонде и в доме в п. Солнечном. Погорельцы же утверждают, что условия там не пригодны для жизни – в актовом зале ЖЭУ-19 нет даже санузла.
Переселенке из Украины Ларисе Русецкой, которую приютила жительница «нехорошего» дома, предложили после пожара жильё в Солнечном, но дом «тонет» в болоте: на полу лужи, а проводка оголена. «Барак в Солнечном – первое, что попало под руку, чтобы хоть какой-то кров над головой был. Не так-то просто предоставить маневренное жильё», – заявил прессе зам. главы администрации по ЖКХ Сергей Афанасьев. По словам чиновников, сначала надо проверить данные об имуществе пострадавших – нет ли у них в собственности другого жилья? «А пока рассматриваются бумаги – живите, где хотите», – процитировал агентству «URA.Ru» слова чиновников адвокат пострадавших, Пётр Любецкий. – Люди возмущены».
«Я тоже пережила пожар, – говорит Анна Пыхтеева из Нефтеюганска. – Слышала от людей разные слова. Говорят, что если квартиры приватизированы, никто, кроме виновников пожара, не обязан возмещать ущерб. Да, это так. Говорят, что жильё надо страховать. Согласна, но не работают страховые компании с ветхим жильём. Погорельцам просто нужно какое-то время где-то жить, чтобы на ноги встать».
Ситуация интересна ещё и тем, что сгоревший 23 августа дом был признан непригодным для проживания ещё 10 июля. Жильцы вот-вот должны были получить ключи от новых квартир. Но узнали они об этом лишь после пожара. А ведь кто-то из них взял в доме, который собираются сносить, квартиру в ипотеку!
Рынок мешает
По последней информации, квартиры в маневренном фонде получили уже семь семей погорельцев. В дальнейшем власти обязуются предоставить жильцам квартир по соцнайму помещение в капитальном доме такой же площадью, что и в сгоревшем доме. Обещают учесть и интересы собственников квартир. Одной семье в жилье отказано (по данным Росреестра, у них есть другая жилая собственность в черте города), одна семья отказалась от временного жилья.
«Пожарная» проблема не казалась бы такой неразрешимой, будь в каждом муниципалитете достаточно маневренного жилья. Но с ним по-прежнему туго, особенно в Сургутском, Берёзовском, Нефтеюганском, Нижневартовском р-нах. А ведь это самые крупные и богатые муниципалитеты округа!
Мешают «рыночные механизмы». Стоимость «квадрата» в округе в среднем – 70 тыс. рублей. А муниципалитеты обязывают выкупать жильё по цене чуть более 40 тысяч за квадратный метр. Застройщиков такие цены не интересуют...