Порой собственные родители становятся для детей источником опасности. О таких событиях не принято говорить публично, но если тайное всё же становится явным, то такие случаи привлекают особое внимание общественности. Почему общество и власть не всегда могут обеспечить детям защиту? Почему происходят подобные происшествия и какой след они оставляют в судьбе детей?
Провинились? Наказать…
Недавно новостные ленты взорвались сообщениями о жестоком избиении двух малышей в Сургуте. Полуторагодовалая девочка и её месячный брат были доставлены в больницу с серьёзными травмами головы и следами побоев на теле. Их четырёхлетнего брата тоже забрали в больницу для полного медицинского обследования.
В избиениях подозревают сожителя матери, который приходится отцом младшему ребёнку. Ему уже предъявлено обвинение. Привлекли к уголовной ответственностии мать. Её даже ограничили в правах. По версии следствия, она не выполняла свои родительские обязанности – плохо кормила малышей, оставляла их без присмотра, допускала избиения. Экс-уполномоченный по правам ребёнка Татьяна Моховиковапояснила, что надзорные органы оценивают ещё и работу социальных служб в отношении этой многодетной семьи. «Оставить без внимания эту семью – преступление в отношении детей, совершённое субъектами профилактики. Семья четвёртый год под наблюдением, несколько детей уже живут у родственников, а такое преступление совершено», –рассказала Татьяна Моховикова. Как удалось выяснить, всего в семье шестеро детей!
Ещё один случай жестокого обращения с детьми закончился трагедией.
Эта история началась в Омске в 2019 году. Супруги воспитывали двух дочерей-погодок. Развелись. Дети остались с матерью, а их отец переехал в Нефтеюганск, где женился на женщине с ребёнком. Скоро в новой семье родился общий малыш. А в Омске произошла трагедия – первая жена погибла в автокатастрофе. Мужчина написал отказ от воспитания дочерей в органах опеки Нефтеюганска, но через месяц забрал девочек в свою новую семью (на тот момент им было 3 и 4 года соответственно). Органы опеки Омска почему-то ему не препятствовали. Может, документ об отказе не успел дойти до адресата? Между тем наш «герой» обратился в центр социальных выплат Нефтеюганска, чтобы поставить семью на учёт как многодетную. А ещё через месяц заявил в полицию, что его трёхлетняя дочь умерла в результате физического наказания. Приехав на место происшествия, компетентные органы выяснили, что и старшей девочке необходима помощь из-за многочисленных побоев. Мужчина объяснил, что испытывал трудности в воспитании дочерей и даже хотел обратиться с этой проблемой к психологу, но не успел…
«Возникает большой вопрос к органам системы профилактики как Югры, так и Омской области.Неизвестно, что послужило мотивом для перемены решения отца, не проверен уровень готовности новой семьи мужчины принять девочек. Также не были приняты надлежащие меры для организации сопровождения семьи после передачи девочек отцу. Органы опеки удовлетворились лишь одним посещением», – написала в отчёте Татьяна Моховикова.
Как узнать о беде?
Это истории лишь двух преступлений против детей. Выявить, сколько их совершается на самом деле, весьма сложно. Как же тогда помочь детям, как узнать, что в семье не всё ладно? Во-первых, не нужно быть равнодушными. Рассказать о том, что в семье соседей проблемы, можно анонимно. Во-вторых, работники детских садов и школ обязаны обращать внимание на особенности поведения ребёнка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему. «Если у нас возникают подозрения, что с ребёнком не всё в порядке, есть регламент, который определяет наши действия», – объясняет педагог Ирма Канашевич.
Во всех школах, библиотеках и детских центрах Югры есть специальные боксы, где дети и подростки могут оставить свои сообщения. Более 10 лет в регионе работает телефон доверия 8-800-2000-122. С момента его открытия зарегистрировано боле 127 тыс. обращений. Специалисты отмечают, что чаще всего дети и подростки звонят из-за кризисных возрастных переживаний, на втором месте – жалобы на жестокое обращение, трудности адаптации к коллективу и любовные переживания.
Много вопросов накопилось к органам опеки и социальной защиты. Давно назрела необходимость реформирования структуры. Вопрос в том, как всё сделать правильно и без потерь, не навредив семьям.
Комментарий
– Физические и психологические травмы, полученные в детстве, впоследствии отражаются как на здоровье ребёнка, так и на адаптационных способностях. Даже малыш до полутора, двух лет может помнить о происходящем. В памяти останутся резкое слово, боль от прикосновений. Если после случая жестокого обращения дети попадают в благоприятную социальную среду, то реабилитация пройдёт максимально хорошо. Если психологическую помощь не оказать вовремя, последствия начнут нарастать как снежный ком и негативно влиять на взрослую жизнь. От этого зависит, как ребёнок будет строить отношения в своей семье, с окружающими. Будет ли агрессивным и нападать, не ожидая, когда его обидят. Или станет неуверенным в себе человеком, который не сможет постоять за себя. Длительное сексуальное насилие приводит к патологическому изменению личности.В любом случае ребёнок вряд ли сможет полноценно реализовать свой потенциал и быть счастливым членом общества. В совсем запущенных случаях родителей-обидчиков необходимо лишать родительских прав, хотя, конечно, для ребёнка это тоже стресс. Есть способы работы с такими семьями, но насколько они эффективны и помогут наладить отношения, покажет время.
Официально
– Жестокое обращение – это не только деяния, связанные с применением физической силы, или сексуальное насилие. Этоможет быть и психологическое насилие, и самоустранение родителей от воспитания и содержания ребёнка – это комплекс действий. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего существует. Это ст. 156 УК РФ.
Как правило, жестоко обращаются с детьми в семьях с низким уровнем дохода и там, где родители или другие родственники употребляют алкоголь и наркотические средства.Чаще всего всё происходит по месту жительства семьи, «за закрытыми дверями».
Вести расследование по таким делам сложно. Не каждый ребёнок расскажет о своей беде. Из-за отсутствия жизненного опыта, непонимания сути происходящего, боязни наказания за раскрытие «семейной тайны», зависимости от родителей пострадавшие дети не могут предоставить полную информацию о преступлении. Подростки часто стесняются рассказывать посторонним интимные вещи. Это тоже замедляет ход расследования. Мы много работаем с профессиональными психологами.
Мы упускаем время
Создаётся ощущение, что в современном мире уровень агрессии у родителей зашкаливает. Как помочь наладить взаимопонимание в семье?
–В нашей семье есть опыт воспитания детей, которых длительное время избивали кровные родители.С такими детьми сложно, они замкнуты, испуганы.Им требуется постоянное внимание со стороны приёмных родителей, работа со специалистами – психологами, коррекционными педагогами. Конечно, дети есть дети, они могут лениться, проказничать. Я в таких случаях разговариваю с ними, объясняю ситуацию. К тому же у моих детей кроме школы много обязанностей по дому, они занимаются в различных секциях, у них репетиторы, их режим дня распланирован так, чтобы свободной минуты не оставалось. Каждому я стараюсь найти занятие по душе.
Категорически не согласна с тем, что государство пытается как можно дольше сохранить кровную семью и «перевоспитать» родителей. Так мы упускаем драгоценное время. Мы губим детей. Из них самих впоследствии вырастают не очень хорошие родители. Чем раньше дети узнают, что есть любящая семья и за кусок хлеба или за плохую оценку тебя никто не побьёт, тем менее болезненно они выйдут из ситуации.