В нашем округе проживают представители 124 национальностей и разного вероисповедания. Есть у нас и церкви, и мечети, и костёл, и ступы буддийские. Мы ходим по одним дорогам, в одни театры, магазины, школы, больницы. И наши врачи, которые осматривают людей, обратившихся к ним за помощью, не ожидают удара…
Извиняться не готов
В Нижневартовске помощь врача понадобилась женщине в мусульманской одежде. Иначе муж просто не привёл бы её в больницу. Врач женщину осмотрел.
«Я не первый год работаю в городе, приходили и раньше такие пациентки. Процедура для всех одна и та же. Для осмотра я попросил её показать руки, ноги, живот – буквально по 10 сантиметров ей пришлось оголить», – рассказал потом врач в одном из интервью.
Женщина ушла, а через несколько минут в кабинет ворвался её возмущённый супруг. По версии следствия, молодой человек, «грубо нарушая общественный порядок и используя надуманный повод о посягательстве на неприкосновенность его супруги медицинским работником», минимум дважды ударил доктора по лицу. В результате у врача диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и ушибы мягких тканей.
В отношении 29-летнего ревнивца возбудили уголовное дело по статье «хулиганство с применением насилия». Ход и результаты расследования взял под личный контроль председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Всё, что происходило во время и после осмотра пациентки, попало в объектив камеры, которая была установлена в кабинете врача. Юристы больницы ничего неэтичного или нарушающего личное пространство женщины в действиях доктора не усмотрели.
Но обвиняемый заявил на допросе, что извиняться перед доктором не готов.
Ищите женщину…
Уже несколько дней в сети обсуждается этот инцидент. Люди активно поднимают вопрос безопасности медработников. «Врач – незащищённое лицо. По роду деятельности и по закону он обязан работать в самых неблагоприятных условиях. Неплохо бы ему, когда он при исполнении, обеспечить юридическую защиту примерно как представителю власти», – предлагает Алексей Воробьёв.
А юрист Евгений Грачёв обращает внимание на то, что Россия – светское государство: «Это записано в статье 14 Конституции РФ с изменениями от 01.07.2020 года. У нас все религиозные объединения равны перед законом. Кстати, никто не мешал этой паре найти врача-женщину».
В Нижневартовске с официальными комментариями выступили руководители чеченской и азербайджанской диаспор. «То, что произошло, –стыдно, позорно. Уважение к врачу – это самое первое. Мы к кому бежим, когда нам плохо? К врачам. Закон един для всех», – считает председатель городской чеченской организации «Даймохк» («Родина») Аббаз Абдулхажиев. Осудил действия подозреваемого имам-хатыб Нижневартовска Салават Хазрат Ситдиков: «Призываем всех мусульман с уважением относиться к работникам медицины и ко всем людям. Нужно знать свою религию и стараться следовать ей не только в мечети, но и на работе, на улице и в общественных местах», – сказал имам-хатыб. «Поведение мужа пациентки с точки зрения ислама считается недопустимым, так как это явное посягательство на жизнь и здоровье другого человека. Всевышний наделил людей разумом, чтобы таких ситуаций не возникало», – говорит муфтий Москвы, главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов.
Казалось бы, особых разночтений оценка ситуации не вызывает. Но есть одно «но». Возможно, человека адаптировали, но не интегрировали в наш социум, и он не знает, что так просто бить в лицо, тем более врача, у нас не принято. Тогда кто объяснит ему, что так делать нельзя? «Мы можем сколько угодно говорить в наших СМИ, что это неприемлемо, а он их просто не читает! У него свой информационный пузырь, – говорит член совета при президенте России по межнациональным отношениям Маргарита Лянге. – Во многих регионах этот вопрос стоит остро. Есть клиники для мигрантов, которые они сами создают. Фактически иммигрантская среда, структурированная по этническому принципу, создаёт свою инфраструктуру. Там свои каналы коммуникации, и это вызывает определённые проблемы. Любая капсулизация в информационном пространстве недопустима. Наша задача в общих интересах «растворить» их в нас. Должно быть какое-то общее обоснование, притом, что мы гарантируем этнические особенности. Никто ни на что не покушается, но пересекая границу, мигрант даёт некое согласие на то, что меняет свой образ жизни».