Бизнес-наставничество. Где найти поддержку начинающему предпринимателю

Беседа во время одной из встреч наставника и наставляемого © / Фонд поддержки предпринимательства Югры

Югра стала одним из первых регионов, который активно использует методы наставничества в поддержке начинающих бизнесменов. Как правило, наставниками становятся успешные действующие предприниматели с опытом работы от трех лет, не только готовые, но и умеющие делиться опытом с другими. Наш еженедельник узнал у куратора проекта «Бизнес-наставничество» предпринимателя, бизнес-тренера Виктора Либеранского об особенностях этого направления, о том, как стать его участником.

   
   

Самые опасные – первые три года

Оксана Шуман, «АиФ-Югра»: Виктор, что такое бизнес-наставничество? Актуальность этого направления и особенность развития в Югре?

Виктор Либеранский: Актуальность бизнес-наставничества большая, потому что благодаря парному системному наставничеству повышается процент выживаемости бизнеса молодых предпринимателей. В первые три года самая большая опасность для начинающих – закрытие, а в период пандемии подавно. С 2017 года парное наставничество идет год, раньше это были разовые консультации, которые закрывали острые вопросы, но не давали системного эффекта поддержки. Сейчас в течение года наставляемый и наставник системно общаются, решают бизнес-задачи наставляемого. Для того, чтобы этот проект жил, важно постоянно запускать новые пары. Кстати, часто те, кто получал помощь, через год, два становятся наставниками сами. В моей практике наставника две наставляемые последовали по этому пути и стали наставниками.  

– Какова ваша роль в проекте?

– Я сам предприниматель с 2008 года, занимаюсь консалтингом, маркетингом и в целом стартапами, по образованию психолог и проводил тренинги, связанные с личностным ростом. То есть мое ремесло – это как раз поддержка действующих бизнесов, установка внутренних процессов, чтобы они были успешны и достигали результата. С 2018 года я занимаюсь сопровождением пар.

Как найти пару?

– Как образуются пары, как они находят друг друга?

   
   

– Наставник и наставляемый не знают друг друга до момента первой встречи, они не могут себе выбрать кого-то определенного. Это такой процесс, при котором учитываются психологические особенности наставника и наставляемого, навыки предпринимательской деятельности, сфера работы и еще множество аспектов. На первой встрече они знакомятся и если устраивают друг друга, то принимают решение о второй встрече, на которой утверждается план системной работы на год. Встречи происходят не реже чем раз в 2 недели. Ритм встреч устанавливается по обоюдной договоренности в паре. Например, вчера я проводил поддерживающую встречу для наставляемых, сегодня для наставников. И очень часто слышу: «Как вы смогли найти такого человека, с которым мы по ценностям схожи, общаться с ним легко и комфортно». И это радует. Вот недавний пример: наставник и наставляемая – обе мамы маленьких детей, у них похожие производства, схожие желания и задачи. Мы такие факторы учитываем, это дает нужный эффект.

Выход из пике

– В чем заключается сотрудничество пар?

– Мы объясняем, что наставник не ходячий справочник, а прежде всего старший товарищ и друг, который может выслушать, поделиться своим опытом решения той или иной проблемы. А если наставляемый ожидает, что наставник для него будет делать домашнюю работу, то это не так. Наставник дает возможность наставляемому проанализировать ситуацию. Здесь используются элементы коучинга – открытые вопросы, активное слушание. Мы учим и наставников тоже, потому что надо уметь правильно поддерживать, задавать вопросы, не перебивать, не перехватывать управление, не говорить, как надо сделать. И не забывать, что общаются два равноценных собственника, только один поопытнее другого. Формируется  определенная задача, годовой план, желаемые результаты. Я стараюсь следить за тем, чтобы результат каждой встречи записывался в блокноте, потому что сегодня проблема связана с кадрами, завтра с бухгалтерией, но мы стремимся к системности, конкретности, чтобы это было измеримо для пары.

– Примеры вашей практики?

– С первой моей наставляемой был удивительный опыт. Когда мы познакомились на первой встрече, то у нее была ситуация убыточной франшизы, она находилась в затруднительном положении и не могла принять решение, как выйти из этого пике. Для меня этот опыт уже был прожит, я не смотрел на это как на страх и оказывал ей бизнес-психологическую поддержку. Мы шаг за шагом закрывали убыточное направление, что заняло почти 5 месяцев. А вторую часть нашего года искали новые ниши, в итоге она нашла то, что ей было свойственно по мастерству и опыту. Сейчас успешно работает. Кстати, это абсолютно противоположное направление.  А в следующие потоки она захотела быть наставником. И это тоже вдохновляет, то есть мои стремления поддержать помогли еще кому-то потом. Как оказывается, мы все наставники друг другу.

– Как стать участником проекта?

– Надо обязательно быть действующим предпринимателем, потому что если человек работает в найме и хочет получить наставника по бизнесу, то здесь возникает дисбаланс целей и разные языки. Очень важно быть предпринимателем и подать заявку в ФПП. От наставников требуется внутренний отклик, желание поделиться энергией и знаниями.

В бизнес «по любви»

– Какие направления в бизнесе выбирают начинающие предприниматели?

– Как они выбирают свой бизнес, до сих пор не понимаю: бывает что-то «по любви», а бывает – и по неопытности. Молодые предприниматели в целом заряжены жаждой свободы. Они готовы работать, чтобы получить что-то измеримое, они чаще получают франшизу в надежде, что это готовое решение. Другие – ремесленники, которые в чем-то сильны и открывают, например, швейные мастерские или какое-то производство. Я не могу сказать, что есть какая-то формула по тому, как они выбирают. Но могу сказать, у кого получается.

– У кого получается?

– Во-первых, у тех, кто заряжен на первых порах эмоционально и влюблен в то, что делает. Во-вторых, у кого есть активное мышление и когда что-то не получается, то он не сдается, а ищет возможности улучшения и изменения. И в-третьих, у людей открытого ума и сердца, гибких к переменам. Получается у тех, кто действительно этого хочет, у них позитивное мышление, отношение к миру и окружающим и в то же время разумность, рациональность.

– Какими ресурсами должен обладать человек, чтобы уйти в «свободное плавание»?

– Есть такая фраза: «Деньги без денег может делать только монетный двор». То есть, с одной стороны, чтобы сделать нормальный бизнес, нужны инвестиции, но, с другой стороны, чтобы сделать первые деньги, инвестиции не нужны. Я бы сказал, что помогает внутренняя энергия человека, а мешает установка и убеждение, что все «жирные» ниши уже заняты и нужно много денег для старта. Считаю, что для старта у человека уже практически все есть.  

Югра на международном форуме 

– Совсем недавно прошли международный форум наставничества, как Югра представила себя?

– Я представлял Югру на международных днях бизнес-наставничества  и рассказывал о нашем опыте, о том, что нам нужно в проекте, какая проблематика, успехи, статистика. О нашей потребности наставника для наставников. Поддержка нужна, на мой взгляд, для любого калибра предпринимателя.  В современных реалиях наставник может быть из другого города и даже другой страны.  

справка
Напомним, что Югра стала одним из первых регионов, который активно использует методы наставничества в поддержке начинающих предпринимателей. Бизнес-наставничество здесь существует с 2010 года, в 2016 году оно приняло новый формат – системную работу в парах, где основой стал индивидуальный подбор пар «наставник – наставляемый». В 2016 году главным куратором проекта стал генеральный директор АНО «Международный форум лидеров бизнеса» и ООО «Институт наставничества», руководитель программы «Молодежный бизнес России» и председатель Наблюдательного совета YBI Бориса Ткаченко. В результате с 2017 года было запущено 4 потока в городах Сургуте и Нижневартовске. В этом году эстафету принимает окружная столица. Как правило, наставниками становятся успешно действующие предприниматели с опытом работы от трех лет, не только готовые, но и умеющие делиться опытом с другими. В число из подопечных входят предприниматели с опытом от шести месяцев работы, зарегистрировавшие ИП либо ООО. Наставничество – это добровольное, безвозмездное взаимодействие опытного состоявшегося человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемый), предполагающее передачу навыков, знаний и опыта наставника. Согласно мировой статистике, только 10% бизнесов остаются на рынке после первого года работы. Используя компонент наставничество/менторство как один из инструментов поддержки начинающих предпринимателей, программа «Молодежный бизнес России» (МБР) отмечает выживаемость бизнесов своих участников на уровне 75-80% после года работы.