Крепкий чешский алкоголь запрещен к ввозу в Россию

«Бехеровке» въезд заказан

   
   

Роспотребнадзор 21 сентября ввел запрет на ввоз алкоголя крепче 20 градусов из Чехии. «Таможне дано указание не пропускать эту продукцию до полной стабилизации ситуации», - сказал Интерфаксу главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

В частности, речь идет о ликере «Becherovka», настойке Absinth Boulevard (Абсент Бульвар), водке «Пражская» и ликерах «Шейкер черный кофе», «Шейкер блю кюрасао» и «Шейкер красная клубника».

Причиной таких мер стал недавний скандал в Европе с отравлениями крепким алкоголем, который содержал метиловый спирт. По предварительным данным в Чехии из-за отравления спиртным с метанолом 22 человека умерли, шесть - в Словакии, четыре - в Польше.

Запрет на экспорт своего крепкого спиртного в страны Евросоюза ввела и сама Чехия. Это, по словам Онищенко и послужило поводом для решительных действий Роспотребнадзора, опасавшегося, что найдутся отечественные предприниматели «которые поставят дружеское плечо чешскому алкогольному бизнесу и заберут эту продукцию в Россию».

Ограничивать ввоз крепкого алкоголя из Польши санитарная служба пока оснований не нашла, хотя ранее Геннадий Онищенко говорил о такой возможности.

Из Польши в Россию привозят напитки «Полугар №1», «Полугар №2», «Хлебное вино №1», «Хлебное вино №2», водку «Bols Premium Vodka», джин: «Любуски» и т.д. При этом поставки из Польши, по данным Роспотребнадзора, более объемны, чем из Чехии.

   
   

Кто заметит пропажу чешской водки

Вряд ли многие россияне заметят отсутствие на прилавках крепкого алкоголя из Чехии. Судя по объемам потребления, спиртное это далеко не самое популярное в нашей стране. По данным директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, в первом полугодии 2012 года в России было выпито более 800 млн литров коньяка, рома, настоек и другого подобного крепкого алкоголя. Из этого объема на чешское крепкое спиртное пришлось менее 500 тыс литров (или 0,07%).

«Это, мизерный по большому счету, объем рынка, - говорит Дробиз. – Из чешского алкоголя какую-то долю занимает на рынке только пиво – 10% от привозного, или 0,2% российского рынка пива».

По мнению эксперта, запрет на ввоз крепкого алкоголя из Чехии не будет такой «трагедией», как, к примеру, запрет на ввоз грузинского вина, которое занимало порядка 60% рынка привозного вина на момент введения запрета.

В целом, алкогольный рынок России весьма независим: 98% потребляемого пива отечественного производства, водкой страна обеспечивает себя более, чем на 95%, ликеро-водочными изделиями и винами - примерно на 70%, коньяком - более, чем на - 80%. Лишь в категории виски, джиннов и подобных напитков привозные товары составляют 99,9% рынка.

Нелегального алкоголя будет больше

По мнению Вадима Дробиза, долго запрет на экспорт в Чехии долго не продержится, а власти быстро проведут необходимые проверки. «Уже на следующей неделе там возобновляют розничную продажу спиртного крепче 20 градусов. Причем за это время были уже изготовлены новые акцизные марки», - говорит эксперт.

Он считает, к отравлениям привело «роковое» стечение обстоятельств, и производитель по каким-либо причинам просто перепутал спирты. 

Он отмечает, что в России индустрия нелегального и суррогатного алкоголя уже давно сформировалась, а на ее продукцию приходится до 65% потребляемого в России крепкого алкоголя, тогда как в западных странах производители таких напитков занимают не более 15% рынка. Впрочем, по мнению, Вадима Дробиза доля нелегального алкоголя в будущем будет увеличиваться и за рубежом из-за кризиса и снижения уровня жизни. «Такие отравления были, есть и будут. Все это будет только нарастать», - считает эксперт.

Сколько наших потеряли

Что касается России, то по данным Росстата, в 2011 году в России от отравлений спиртным умерли 11,7 тыс. человек. По официальным данным, число летальных исходов в последние годы постоянно сокращается, а в прошлом году статисты зафиксировали снижение этого показателя на 39% по сравнению с 2010 годом. Однако многие эксперты сомневаются в достоверности официальной информации.

«В России от отравлений спиртными напитками, преимущественно суррогатами водки, ежегодно умирают порядка 500 тыс. человек», - приводит мнение руководителя отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ Александра Немцова ИА Росбалт.