В окружной столице в течение пяти дней более 100 делегатов из 17 регионов России и Монголии обсуждали пути развития северного животноводства, проблемы отрасли и делились опытом их решения. VII Всемирный конгресс оленеводов завершился созданием Ханты-Мансийской декларации Ассоциации оленеводов мира.
Чумовая жизнь
В декларацию внесли задачи, которые предстоит выполнить в ближайшие четыре года. «Невозможно в одном документе предусмотреть условия и специфику всех регионов, но уверен, что каждый будет брать для себя то, что свойственно именно ему», – отметил президент совета ассоциации «Оленеводы мира» Сергей Харючи. Например, в некоторых регионах актуален вопрос, как уберечь поголовье от хищников, которые занесены в Красную книгу, – их отстрел запрещён. Есть территории, где недостаточно пастбищ, – к этому привела активная хозяйственная деятельность человека. Сложные условия жизни и работы, невысокие доходы делают профессию оленевода непопулярной и приводят к дефициту кадров в отрасли. Да и сама схема работы «по старинке» постепенно изживает себя. «Не одно столетие назад наши предки придумали чум, ярангу. Для них они были пределом комфорта. Сейчас другие времена, необходимо улучшать качество жизни оленеводов, модернизировать жилища», – говорит Сергей Харючи.
В этом плане интересен опыт Таймыра. Там оленеводы сооружают передвижные балки на полозьях. А оленеводы Югры живут в удобных домах на стойбищах. Более 3000 человек – это более 60% – имеют доступ к широкополосному интернету, причём закуп оборудования и его установка идут за счёт государства. С 2015 года в округе создают единую базу поголовья оленей. Животных пересчитывают, вакцинируют от сибирской язвы и чипируют. Информацию заносят в электронный паспорт. Сейчас в регионе 42 тыс. оленей, а обеспечить пастбищами, не нарушая экологию, можно 46 тыс. животных.
Перспективная отрасль
Оленеводство сегодня – перспективная отрасль промышленности, помогающая обеспечить продовольственную безопасность страны. «В регионе два крупных оленеводческих хозяйства. Три национальные общины, 17 крестьянско-фермерских хозяйств и более 400 оленеводов-частников. За год в регионе производят более 100 тонн оленины. Мясная продукция продаётся на внутреннем рынке, через торговые сети, магазины шаговой доступности, а также поставляется на два перерабатывающих предприятия округа и Тюменской области», – рассказал зам. директора департамента промышленности Югры Семён Наумов.
По признанию оленеводов, одна из основных проблем – сбыт продукции. «Не все могут заниматься маркетингом. Должна существовать государственная комплексная система, где оленевод выращивает оленя, а другие люди занимаются доставкой мяса и его реализацией», – отметил представитель Российского клуба национальностей при Общественной палате РФ Андрей Худолеев.
Обсудили делегаты законопроект «Об оленеводстве» – он уже отправлен на рассмотрение в Госдуму. «В нём обобщён опыт ведения традиционного животноводства. Работали над документом долго, тематика разнообразная. Думаю, в этом году закон будет принят», – отметил сенатор РФ от Югры Александр Новьюхов. Один из важнейших пунктов законопроекта – обеспечение жён оленеводов социальными гарантиями. «В этом вопросе мы опираемся на опыт Югры. Права женщин будут закреплены в законодательстве», – отметила сенатор РФ от Республики Коми Елена Шумилова. В нашем регионе жёны оленеводов трудоустроены в качестве чумработниц.
Перспективы на дальнейшее развитие оленеводства в России есть. «Правительство страны приняло решение о выделении ежегодно до 2024 года по 500 млн рублей регионам Арктической зоны РФ на поддержку традиционной деятельности КМНС», – сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
На эти средства будут приобретать снегоходы, строить мастерские по обработке оленьих шкур, выстраивать сеть логистических центров для организованной закупки, хранения и переработки продукции. Оленеводов и родовые общины планируется обеспечить мобильными домами, оборудованными возобновляемыми источниками энергии.