Помощь лишней не бывает. Какую поддержку получают местные производители?

Югорский фермер выращивает на грядках ростки гороха, редиса, рукколы, щавеля, шпината, базилика, мяты, мелиссы и амаранта © / pixabay.com

В Югре зарегистрировано почти 28 тысяч юридических лиц, более 43 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 58 тысяч самозанятых. Это данные налоговой службы России. Какими мерами региональной и федеральной поддержки пользуются югорские товаропроизводители и фермеры и как эти меры влияют на развитие их бизнеса?

   
   

Прямиком на экспорт

Здоровая, полезная и вкусная пища – один из залогов здорового образа жизни. А что делать, если на прилавках супермаркетов товары в основном привозные, а выбор закупщика пал на продукты с добавлением неполезных «ешек» и других вредных пищевых добавок со сроком годности до нескольких лет? Конечно, покупать молоко, яйца, мясо и хлеб у местных производителей. Тем более что в Югре их предостаточно – каждый год число только растёт. Наши фермеры не боятся ни сложных климатических условий, ни логистической специфики. Сейчас у наших производителей можно купить даже деликатесы: ремесленный хлеб с клюквой и кедровым орехом, благородный сыр с плесенью, микрозелень, дикоросы и т. д. Поддерживать своё дело предприимчивым югорчанам помогает окружной Фонд поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

«Предприниматели могут позвонить и задать интересующие вопросы. Задача центра – решить вопрос в режиме одного окна. У нас большой перечень обучающих мероприятий для сотрудников и руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, – говорит зам. генерального директора Фонда поддержки и предпринимательства Югры «Мой бизнес» Андрей Зубарев. – В этом году есть поддержка по возмещению процентной ставки и лизинговых платежей – возмещается до миллиона рублей. Вся информация размещена у нас на сайте. Ещё одна из мер финансовой поддержки – «экспортный кэшбек». Наш центр экспорта помогает вывести югорскую продукцию за рубеж. Начиная от простой консультации на понимание экспортного потенциала. Помогаем в заключении контракта на вывоз продукции на различные зарубежные ярмарки».

Сейчас из Югры на экспорт уходит в основном продукция, связанная с дикоросами, и рыбные консервы.

Реклама для редиски

Фонд «Мой бизнес» совместно с Минэкономразвития России и соцсетью «ВКонтакте» запустили новую меру поддержки предпринимателей по продвижению бизнеса в интернете. Владелец сити-фермы «Гринландия» по выращиванию и продаже микрозелени в Сургуте Геннадий Парфентьев уже опробовал эту меру поддержки на своём бизнесе. Фермер выращивает на грядках ростки гороха, редиса, рукколы, щавеля, шпината, базилика, мяты, мелиссы и амаранта. Недавно он прошёл бесплатный тренинг от фонда, изучил алгоритмы привлечения клиентов и создал группу в соцсети «ВКонтакте». Совместно со специалистами он запустил на сообщество рекламу, деньги на которую тоже дали в фонде.

   
   

«Для стартапов такая поддержка хороша. Больших бюджетов на рекламу нет, а продвижением проекта на данном этапе занимаюсь я сам: делаю небольшие видеоклипы в «ВК», настраиваю на них рекламу. Как итог – получаю рост просмотров, охватов и новых клиентов – каждый день кто-то да заказывает микрозелень», – рассказал Парфентьев. Проекту меньше полугода, но микрозелень у сургутян уже пользуется спросом. Покупают её и жители города для завтраков и обедов, и рестораторы для оригинальной подачи блюд.  Владелец сити-фермы намерен создать сайт компании и продолжить её продвижение в соцсетях.

«Предприниматели, которые раньше использовали для продвижения бизнеса другие социальные сети, сегодня переходят на «ВКонтакте», осваивают его возможности. Бонус в виде удвоения рекламного бюджета как нельзя кстати. Но это временный проект, поэтому всем, кто намерен продавать свои товары и услуги в «ВК», рекомендую воспользоваться этим бонусом прямо сейчас», – предлагает гендиректор ФПП Югры Роман Колупаев.

Самозанятые накормят

Сейчас очень популярно создавать небольшое дело – кормить желающих натуральной и экологичной продукцией. С приготовлением паштетов, сыров, хлеба, выращиванием овощей в небольшом объёме может справиться и один человек. Такие югорчане, как только понимают, что их дело из хобби перерастает в небольшой бизнес, оформляются как самозанятые. С таким статусом тоже можно получать поддержку на развитие дела. В Югре зарегистрировано уже более 58 тысяч самозанятых, а обратились за помощью в фонд поддержки «Мой бизнес» около 2 000.

«Оборот самозанятого в год не должен превышать 2 400 000. Тогда можно получить нашу поддержку. Это и обучение, и мастер-классы, и вебинары. Консультации по открытию собственного дела, финансового планирования, правового обеспечения», – говорит зам. генерального директора фонда поддержки и предпринимательства Югры «Мой бизнес» Андрей Зубарев.

Золотые болота

Но есть в Югре и такие предприниматели, которые берут именно масштабами, а точнее гектарами. Наталья Вахрушева-Чайникова развела на местных болотах под Ханты-Мансийском ягодную плантацию «Юрты Чайниковых». С этим проектом она обратилась за помощью в технопарк высоких технологий и стала там резидентом. И теперь у её дела есть научное сопровождение учёных-селекционеров из Костромы. Посадкам болотных ягод всего 4 года. До сих пор проходят испытания и наблюдения за тем, как всходит тот или иной сорт ягоды. После того, как эти испытания пройдут, можно будет засаживать территорию уже в промышленных масштабах.

В этом году есть поддержка по возмещению процентной ставки и лизинговых платежей – до миллиона рублей.

«Мы абсолютно не зависим от импорта: от посадочного материала, технологий, от средств защиты и другого, – рассказывает директор ягодной плантации Наталья Вахрушева-Чайникова. – Мы выращиваем ягоды на наших болотах: в открытом грунте, без теплицы, без освещения, без полива. В общем выращиваем то, что априори хорошо растёт в наших почвенных и климатических условиях. Мы замахнулись на такие культуры, которые в других регионах нашей страны никто не выращивает. Это клюква болотная с урожайностью 10–15 тонн с гектара, княженика и морошка урожайностью от 3-х тонн с гектара, голубика и брусника урожайностью от 6 до 8 тонн с гектара. Наше маленькое хозяйство уже имеет большой отклик на федеральном уровне. «Ягоды Югры» являются заявителем и патентообладателем по первому и единственному сорту княженики ханты-мансийской, сорт «Галина». Сейчас на подходе ещё один сорт клюквы болотной «Вогулка».