До Нового года остаются считанные дни. Как соединить этот светский праздник с Рождественским постом? Как правильно его встретить? У православных возникает много вопросов на этот счёт. На них нам ответил клирик Кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске иерей Вячеслав Фомин.
Всё позволено, но не всё полезно
Оксана Васильевна, «АиФ-Югра»: Отец Вячеслав, как получилось, что мы отмечаем Новый год во время Рождественского поста, и как правильно вести себя православным христианам, как не выделяться среди коллег, но и не нарушать традиций церкви?
Для православных христиан Новый год – это день гражданского новолетия. В этот день, вечером 31 декабря в храмах служатся молебны, на которых мы благодарим Господа Бога за все, что произошло в минувшем году, и просим у Него помощи в году грядущем. Помимо молебнов во многих храмах совершается ночная Божественная Литургия.
Большинство граждан России являются православными христианами, а для христиан соблюдение постов является обязательным. Нам не стоит забывать, что Новый год приходится на период Рождественского поста, а его нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.
Апостол Павел пишет в своём послании Коринфянам: «Всё мне позволено, но не всё мне полезно» (1 Кор. 6:12). Исходя из этого Русская Православная Церковь, следуя принципу икономии, не запрещает встречать Новый год согласно с традициями, существующими в нашей стране. Но важно помнить, что этот праздник следует провести благочестиво, без нарушения поста, без алкоголя и мирских увеселений.
А вот выделяться среди коллег необходимо! Если вы ради Господа откажетесь от участия в корпоративах и шумных торжествах, вы подтвердите свою веру в Бога действиями. Иисус Христос сказал: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится, и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Этими словами Господь указал нам на то, что мы должны оставаться христианами в любой обстановке.
Не лишайте детей праздника
– Некоторые считают, что во время поста нельзя отпускать ребёнка на праздничные ёлки и в театры. Насколько это правильная позиция?
– Будучи христианином, человек должен радоваться жизни. Дети точно не поймут причин чрезмерной строгости ограничений, для них это будет наказанием. Поэтому пусть они сходят на ёлку, на праздничное представление, получат подарки как на Новый год, так и на Рождество. Кстати, желать счастья и дарить подарки можно и без повода. Но родителям всё же стоит говорить детям, что сейчас пост и подобные праздники – исключение из правил.
– Почему-то в обществе считают, что Дед Мороз, Санта-Клаус и святой Николай-чудотворец – это одно лицо, просто его по-разному представляют. Как православная церковь относится к Деду Морозу?
– Дед Мороз, в привычном нам виде, появился в Советском Союзе в конце 30 годов прошлого века. Это вымышленный персонаж, подобный иным героям сказок, таким как Василиса Прекрасная или Колобок. Поэтому Дед Мороз для детей должен остаться добрым сказочным героем, который раздаёт подарки и дарит радость детям.
Святитель Николай Чудотворец – особо почитаемый на Руси православный святой. Именно он стал прообразом Санта Клауса. Для западной культуры он является главной фигурой Рождественских праздников.
Нам же не следует механически переносить элементы иностранной культуры на русскую почву. Почитая Святителя Николая, как святого, мы должны отделять его личность от образа, который присвоил ему мир Западной Европы.
Литургия – главный праздник
– Как правильно встретить и отметить праздник Рождества?
– Рождественская служба – особенная. Часто богослужение совершается ночью. Как правило, для христианина праздником является тот день, когда мы причащаемся святых христовых тайн. А причастие совершается только в литургию. Поэтому православный человек должен стремиться на Рождество попасть в храм и причаститься. Это прежде всего. Всё остальное – второстепенно. Накануне вечером – Рождественский сочельник. На этой службе тоже стоит побывать. Расписание богослужений есть на сайтах православных храмов. Кстати, там написано, как готовиться к исповеди и к причастию.
– А как отмечают Рождество в монастырях?
– Церковь едина, и у нас нет ничего такого, что касалось бы одной группы населения и не касалось другой. В богослужениях отличия нет, но могут быть местные особенности монашеского характера. Другое дело, что монастыри бывают разные. Например, те, куда на праздники приезжают паломники. И там для них проводят дополнительные молебны, чтобы занять чем-то людей. А есть монастыри закрытые, куда паломников стараются не пускать. Это единственное отличие, которое есть.
– Отец Вячеслав, много говорят о рождественских чудесах. У вас такие на памяти есть?
– Чудеса – это очень личное. Как правило, человеком эти факты не разглашаются, их хочется хранить в сердце. И они происходят постоянно, не только в Рождество. Люди исцеляются от неизлечимых болезней, мамочки бесплодные рожают детей, которых потом приносят к нам крестить. И у нас немало врачей, которые с нами молятся в храме и могут подтвердить документально такие случаи. Мы – православные люди, живём в мире чудес. И сталкиваемся с ними постоянно. А сколько вещей происходит как дар Божий! Когда у Бога не просишь, а это преподносится. Проблема не в том, чтобы назвать и описать чудо, а в том, чтобы перечислить всё то, что происходит. Церковь не стремится ничего доказывать миру и таким образом приманивать людей в своё лоно.