«Повезло, я осталась жива». Жительница Мариуполя обрела в Сибири второй дом

Донбасс. © / Эдуард Исаков / Из личного архивa

Светлане Лопаревой 73 года. В своей жизни она пережила лишения, голод, холод, бомбёжки, но приехала в Ханты-Мансийск и обрела здесь свой второй дом. Получила в Югре и помощь, и поддержку. А о пережитом Светлана Ивановна до сих вспоминает с содроганием.

   
   

Смерть ходила по пятам…

«Жестокость и циничность происходящего я поняла ещё восемь лет назад, когда всё началось. Местные страдали от прилётов и провокаций с украинской стороны, – рассказывает ugra.aif.ru Светлана Лопарева. – Был случай, когда я пыталась доказать сотруднику Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что снаряд прилетел со стороны украинцев. Я лично это видела. Там, откуда он летел, стояла именно украинская армия, а города, в которых размещались ополченцы, находились в другой стороне. Сотрудник ОБСЕ тогда просто развёл руками. Доказать что-либо было невозможно. Мы были заложниками положения».

Светлана Лопарева родилась в Бобруйске, в Белоруссии. После Великой Отечественной войны её семья переехала в Мариупольский район Донецкой области, в посёлок Сартана, где и жила все эти годы. Там Светлана вышла замуж, родила сына и дочь, выучилась на медсестру и много лет посвятила этой профессии.

Позже женщина перебралась из села в город к дочери и внучке – дочь купила там квартиру, не без её участия.

Муж Светланы Ивановны давно умер, в родном доме осталась только кошка. Женщина часто ездила в Сартану, чтобы покормить её. Но вскоре транспорт перестал ходить. Обстановка накалялась. Однажды женщина не смогла выехать из посёлка – по улицам ездили украинские танки. Почти все соседи к тому времени уехали. «Мне чудом повезло, что сосед ехал в район, где я жила у дочери. Иначе так бы и осталась там одна. Страшно подумать, что бы со мной было. Свет отключили, воды не было, газа тоже. Магазины перестали работать, а у меня запасов не было. Меня ждала участь домашних кошек и собак, которых не смогли забрать», – делится пережитым Светлана Ивановна. До дочери она добралась, и они вместе стали прятаться от обстрелов. Спали на полу – боялись осколков. Потом и на полу стало опасно – семья спускалась в подвал. А потом перестали из него выходить. Бомбёжки почти не прекращались. «Мы все жили одним днём, даже одним часом. Снаряд разнёс соседний подъезд, смерть ходила за нами по пятам. Однажды я пошла за водой. Меня предупредили, чтобы если услышу звук «вжжж», то сразу нужно наклоняться. И вот я его услышала – к земле припала. Только это и уберегло. Снаряд прямо над головой пролетел», – вспоминает Светлана Лопарева.

Эти события тяжело переживали её 38-летняя дочь и десятилетняя внучка. Дочь была пекарем. Когда все магазины закрылись, она ходила и кормила хлебом людей. А в школу, где училась внучка, попал снаряд. Она нарисовала рисунок «Дети подземелья» – как все прятались в подвале.

Путь в Россию

Когда перестали стрелять, Светлана Ивановна с семьёй и соседями стала пробираться из Мариуполя к русским. Дорога была полностью разбита. Тачка, на которой везли вещи, застряла, пришлось бросить и её, и вещи. Лишь бы спастись. Долго шли до соседнего посёлка. Там их накормили, дали ночлег. Оттуда на автобусе удалось доехать до Таганрога.

   
   

Растим новое поколение с надеждой, что у них-то уже получится пожить в мире…

«Мы, когда ехали, видели, как уезжали люди на машинах. Стёкол в окнах не было, а стояли заморозки, закрывались кто чем мог, даже коврами. Этот ужас, когда ты бежишь от смерти, нельзя передать», – говорит Светлана Ивановна. Целый месяц семье пришлось готовить еду на костре. Условий для того, чтобы привести себя в порядок, не было. От копоти невозможно было отмыться. Только перебравшись в Ростов смогли почувствовать себя живыми. Всё это время прибывших из Мариуполя сопровождали добровольцы, медики, спасатели. До сих пор помнит Светлана Ивановна ту гречку с тушёнкой, которой кормили их волонтёры. Выдали потом и предметы первой необходимости, одежду. Дочери помогли с оформлением новых документов. У неё ведь даже свидетельства о рождении с собой  не было. Из Ростова семья переехала в Самару и, наконец, в Ханты-Мансийск.

«Везде были хорошие люди. Нам старались создать все условия. Только благодаря неравнодушным людям мы смогли всё пережить», – признаётся Светлана Ивановна.

С верой в лучшее

«Берёт горечь и обида за то, что мы таким искусственным образом были разъединены. Но я думаю, что пока у нас остаётся наша широкая душа, мы способны сострадать чужому горю, быть человечными. История тому доказательство. Думаю, люди вспомнят, что все мы братья», – надеется Лопарева. И это не просто слова. В Ханты-Мансийске семью встретили со всем радушием.

«Это чудесный город. Замечательная гостиница «Олимпийская», где мы живём. Все условия нам предоставили. Спасибо большое! Люди здесь очень добрые и приятные. Природа сказочная! Лес тут какой... А ещё я нигде не видела таких красивых закатов. Пыталась фотографировать, но телефон и половины красоты не передаёт... Очень здесь нравится, – говорит Светлана Ивановна. – Конечно, скучаю по дому. Но я пока здесь больше нужна. Моя дочь устроилась пекарем в школу. Сбылась её мечта – она хотела именно в школе работать. Внучка учится, я за ней смотрю, пока дочь работает. Несмотря ни на что, продолжаем жить, верить и надеяться на лучшее. Растим новое поколение с надеждой, что у них-то уже получится пожить в мире…»

Кстати

Помимо жилья в гостинице «Олимпийской» Светлану Ивановну с семьёй и других эвакуированных жителей Донбасса обеспечили трёхразовым горячим питанием, сухпайками, выдали предметы первой необходимости. Для них работают пункты, где можно получить необходимую одежду, тёплые вещи и обувь. Прибывшим в Югру помогают с оформлением документов. Им оказывают не только материальную, но и психологическую помощь. За приезжими закреплены волонтёры, психологи. Люди имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и больницах округа. Взрослым помогают трудоустроиться, а детей обеспечивают местами в детских садах и школах, ссузах и даже высших учебных заведениях. Ребят отправляют на отдых в летние оздоровительные лагеря.

Кроме Ханты-Мансийска, приезжих принимают в Сургуте и Нягани. Им на безвозмездной основе дают жильё и предоставляют льготы. Все, кто прибыл в Югру из Донбасса, имеют право на денежные пособия.

Комментарий

Директор департамента социального развития Югры Тереза Пономарёва:

– На территорию округа постоянно приезжают семьи с детьми, пожилые люди и инвалиды, которые эвакуированы из Луганской, Донецкой народных республик, и часть людей – из Украины. Большинство из них живут в семьях родных, близких родственников. Действуют пункты временного размещения.

Наша работа с такими людьми комплексная. Первое, чем мы им помогаем, –это психологическая помощь. Они все в ней нуждаются. Разработаны программы посттравматического сопровождения. Психологи всех продиагностировали и сейчас ведут коррекцию. В ней нуждаются и взрослые, и дети. Следующее направление, которое мы осуществляем, – это сбор документов и оформление. Помощь в переводе, нотариальном заверении. Эти документы мы направляем в Министерство труда и социальной защиты населения Ростовской области. И они на территории всей Российской Федерации выплачивают каждому гражданину, который прибыл из ДНР, ЛНР и Украины, по 10 тысяч рублей. Кроме того, мы назначаем ежемесячное пособие для семей из числа малообеспеченных.