В славянской мифологии Сирин – райская птица-вещунья с человечьей головой. Югорские разработки с таким же названием предназначены для обеспечения безопасности и комфорта людей. С их помощью создают умные дома, дворы и города.
Назло хакатону
Кирилл Морозов живёт в Казани и руководит направлением «умный дом» в компании «Сирин». Её сооснователь – Егор Ситраков из Югорска, отвечает за развитие технологий. Оба давно работают в сфере IT. «В составе команды разработчиков я участвовал в хакатоне, – вспоминает Кирилл Морозов. – По одному из заданий создали цифровое решение в сфере безопасности – по сути, кусок нынешнего продукта. Мы тогда не выиграли, и это по-хорошему разозлило. Решили, что назло доведём свою идею до коммерческого успеха! Потом я познакомился с Егором, мы поняли, что наши профессиональные интересы схожи, и начали сотрудничать».
Единомышленники зарегистрировали предприятие в 2020-м. Не прошло и года, как они создали цифровую платформу – универсальное цифровое решение в сфере жилищной и городской инфраструктуры. На его основе созданы продукты «Sirin-видео», «Sirin-API», «Sirin-шлагбаум», «Sirin-пульт», «Sirin – контроль доступа», которые легко дополняют друг друга, образуя своеобразную экосистему. Фактически это искусственный интеллект, обеспечивающий комплексную безопасность людей на определённой территории.
Что умеет нейросеть
Нейросеть с помощью камер видеонаблюдения может распознавать людей, автомобили и на основе этой информации принимать решения. Умным оборудованием можно оснастить школу, детский сад, офис, предприятие. Искусственный интеллект можно «научить» пропускать лица из имеющейся базы, обнаруживать правонарушителей, которые находятся в розыске. Можно настроить нейросеть так, чтобы родителей пропускали на территорию школы в определённые промежутки времени или чтобы шлагбаум автоматически открывался перед спецтранспортом. В компании разработан муниципальный сервис, куда можно внести номера пожарных, скорых, полицейских и прочих автомобилей специализированных служб и даже номера такси: по всему городу шлагбаумы будут подниматься автоматически, даже если машина не имеет характерной окраски.
Умные дома и дворы могут давать бесключевой доступ на территорию жильцам, а по цифровым пропускам – гостям, курьерам, работникам сферы услуг; фиксировать, кто и во сколько вошёл-вышел, какая машина подъезжала, показывать пользователям записи с общедоступных камер. Система может быть единым сервисом передачи показаний приборов учёта и оплаты коммунальных услуг. Особое внимание уделено тому, чтобы продукт не конфликтовал с аналогичными сервисами и приложениями и был совместим с любым оборудованием, которое используется на территории России в системах безопасности территорий (даже с видеокамерами из восьмидесятых годов).
В реализации проекта помог технопарк высоких технологий Югры (предприятие является его резидентом), а грант от окружного департамента информационных технологий помог опробовать продукты в нескольких пилотных зонах России. Продукция компании охраняет потребителей на пилотных территориях – в Краснодаре, Казани, Самаре, Москве, Хабаровске, Улан-Удэ, Екатеринбурге, Стерлитамаке, Воронеже. Одна из таких зон – город Югорск. Не так давно заинтересованность в сотрудничестве выказала администрация Советского района.
Переориентация экспорта
В России умными домами, дворами и улицами занимается немало IT-компаний. Поэтому югорские разработчики ориентировались на более широкий международный рынок. Например, американский. Планировали выйти туда со своей линейкой оборудования (хотели запустить производство камер). Активно занимались процессом интеграции с иностранными производителями, налаживали связи с партнёрами, делали первые шаги на рынки США, Малайзии, Израиля и других стран. Изучали потребительский спрос, экономические и технологические условия, местное законодательство. Обнаружили, например, что в США много частного сектора и нередка проблема доступа к интернету и его скорости. Даже в Кремниевой долине пока преобладает подзабытая россиянами технология ADSL. В Израиле другая особенность: даже в элитных жилых комплексах жильцы не хотят оплачивать абонентскую плату, предпочитая заплатить единоразово. Немцы не настроены на использование облачных продуктов, используют видеорегистраторы с локальной записью – им важна конфиденциальность. На внутрироссийском же рынке облачные услуги, напротив, распространены.
В связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией и введёнными антироссийскими санкциями оказался ограничен доступ и к внешним рынкам, и к дешёвым ресурсам. Но «Сирин» продолжает работать. Теперь компания сосредоточена на России. «Многое в нашей сфере пришлось поставить на паузу, – говорит Егор Ситраков. – Мы переориентировались на разбор проекта по технологиям. Именно программное обеспечение планируется продавать, в том числе на экспорт, – это представляется более интересным и перспективным в сложившихся условиях. Купив нашу технологию, российская или иностранная компания сможет на её основе создавать системы распознавания лиц, автономеров, производить видеорегистраторы и прочее оборудование. Вывести новые предложения на рынок планируется в ближайшие месяцы. Также обсуждается идея организации производства компьютеров из китайских комплектующих и оснащения их программным обеспечением собственной разработки. Мы работаем в том числе и для того, чтобы услуги в сфере безопасности были для россиян более доступными и дешёвыми».
Недавно компания прошла аккредитацию в Министерстве цифрового развития РФ, что даёт ей право на получение льготных займов и налоговых льгот. На июньском IT-форуме в Ханты-Мансийске компания планирует представить инновационные технологии в сфере безопасности, в которых могут быть заинтересованы государственные структуры.