Верните нам «Центр»! Почему сургутяне встали на защиту частных автобусов

Что будет, если «Центр» и «СПОПАТ» не договорятся. © / Владислава Куимова / АиФ

В Сургуте вот уже целый месяц бушуют страсти в городских пабликах: жители требуют вернуть на рынок частного перевозчика – автопредприятие «Центр» – и передать ему три популярных автобусных маршрута, которые он ранее обслуживал. Негодующие горожане разместили в интернете петицию, за две недели она набрала более 7 тысяч подписей, что для пассивного Сургута рекорд. Так что происходит в крупнейшем городе Югры?

   
   

Пешком быстрее                                         

Теперь, чтобы дождаться автобусов № 45, 47 и 13, сургутянам нужно запастись изрядным терпением – на остановке можно простоять минут 40, а то и больше. И не факт, что получится в этот автобус сесть: часто они переполнены так, что двери с трудом закрываются. В соцсетях пользователи не стесняются в выражениях. Вот лишь два из них.

«Беспредел полный устроили в городе. СПОПАТ не может обеспечить качественные услуги перевозки пассажиров, микрорайоны густонаселённые, молодёжь едет в университет, в техникум, школы через весь город, как в таких условиях ехать? СПОПАТ замахнулся на то, что не в силах выполнить!», «Лезть в этот переполненный жёлтый гроб я не решилась, плюнула и пошла пешком. То, что совершили с городскими перевозками, – это полный трэш, демонстрирующий провальную некомпетентность ответственных лиц».

До 30 апреля по этим маршрутам ездили автобусы большого класса частного перевозчика «Центр», работавшего на субподряде у принадлежащего администрации Сургута АО «СПОПАТ». С 1 мая субподрядчику были предложены новые условия, на которые он не согласился и договор продлевать не стал. Чтобы не закрывать маршруты, СПОПАТу пришлось в срочном порядке перераспределять свой автопарк. Понятно, что в рейсы отправились не самые новые и не самые вместительные автобусы.

Две версии конфликта

Сургутяне, почувствовав разницу, вступились за частника, который, к слову, без нареканий обслуживал указанные маршруты более 20 лет. Администрация, естественно, встала на сторону своего предприятия, объяснив разрыв договора тем, что субподрядчик затребовал слишком высокую цену контракта. Однако руководитель ООО «Центр» Андрей Лупеев на своей странице «ВКонтакте» заявил, что причины были совсем другими: новое соглашение полностью исключало обслуживание маршрута № 13 и сокращение количества автобусов на маршруте № 47. 

«Нам озвучили условия, с которыми работать мы не можем», – объяснил Андрей Лупеев. В итоге автопредприятие осталось без муниципального контракта, а 194 сотрудника – без работы. СПОПАТ готов принять их к себе, но работники «Центра» от предложения отказались. Администрация города уже дважды пыталась провести встречи с трудовым коллективом автопредприятия, чтобы урегулировать конфликт, но оба раза приглашение было проигнорировано. 

Проигрывает пассажир

Предпосылки разгоревшегося конфликта перевозчиков возникли ещё год назад, когда все 28 городских автобусных маршрутов по результатам торгов оказались в руках СПОПАТа. Но самостоятельно обслуживать все маршруты муниципальный перевозчик не смог из-за дефицита автобусов. Поэтому с частными предприятиями были заключены соглашения субподряда, условия которых определял всё тот же СПОПАТ.

   
   

А монополия на рынке перевозок, по мнению председателя совета Торгово-промышленной палаты Сургута Владимира Болотова, всегда связана с рисками.  

«Когда у тебя есть 3-4 поставщика, ты понимаешь, что у тебя есть на кого опереться. СПОПАТ – это такое же хозяйственное предприятие, которое подвержено таким же рискам, связанным с ценовыми колебаниями, финансовыми обстоятельствами и гипотетической возможностью уйти в банкротство. Сделав его единственным поставщиком, мы по существу поставили весь город в заложники ситуации вокруг СПОПАТа», – отметил эксперт в эфире телеканала СТВ.

Сделав СПОПАТ единственным поставщиком, мы по существу поставили весь город в заложники ситуации.

Примечательно, что обе конфликтующие стороны обратились в прокуратуру города Сургута. В настоящее время надзорное ведомство совместно с Федеральной антимонопольной службой и Государственной инспекцией по труду проводит проверки соблюдения предприятиями трудового законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.