Будут ли у югорчан проблемы с водительскими правами

   
   

По мнению члена общественной палаты Югры Вячеслава КАЧАПКИНА, этот день ознаменовал крах системы подготовки водителей.

«Серым» проще

– Вячеслав Иванович, почему в Югре так много аварий?

– Причин много. Это и глобальное увеличение количества транспорта, и психология местных автовладельцев. Играть в пятнашки, раззадоривать, подрезать – общепринятый стиль вождения. Причём так ездят все: молодые и опытные, местные и приезжие. Влияют на аварийность некачественный асфальт, отсутствие разметки и дорожных знаков, неубранный снег и гололёд. Крайне отрицательно на дорожной ситуации сказалось подспудное увеличение скоростного режима. Если раньше гаишники «прощали» превышение скорости на 10 км в час, то сегодня узаконен порог до 20 км в час.

– Во время проверки в одной из автошкол Югры ни один из выпускников не сдал экзамен. Автошколы тоже виноваты?

– Они вносят свою лепту, но не всё так просто. Сегодня открыть автошколу легко. Достаточно послать в соответствующие инстанции пакет документов и дождаться, когда по почте пришлют лицензию. Дальше дело за малым – арендовать помещение, найти одного преподавателя для теории, а инструктором может быть любой водитель с трёхлетним стажем. Столы, стулья, доска – и школа готова! Появилось множество «серых» школ. Парадокс, но у них даже есть преимущество – они могут выставить цену в несколько раз меньше реальной стоимости обучения, потому что экономят на качестве и укрываются от налогов. Наш потребитель, к сожалению, очень часто соблазняется дешёвой услугой. А в Мегионе я даже наткнулся на объявление: «Обучение водителей категории «B» – 5000 рублей». Не поленился приехать в эту контору и выяснил, что эти деньги берут только за «корочки». Хочешь учиться – доплачивай. Конечно, найдутся люди, которые просто купят права.

Огромное количество недо-ученных водителей оказывается на дорогах. До сих пор с этим никто не боролся. Всё было пущено на самотёк, мол, рынок сам себя наладит. Но всё только ухудшалось. Беда в том, что и солидные автошколы в таких условиях вынуждены либо приспосабливаться, либо закрываться. Снижается качество в целом.

   
   

Опоздавших не ждут

– Изменит ли ситуацию новый закон?

– Закон должен был решить целый ряд наболевших вопросов: увеличить количество водительских категорий, отменить в автошколах экстернат, который в ряде регионов превратился в торговлю правами, ограничить применение иностранных водительских удостоверений. Но воз и ныне там. Задолго до 5 ноября должны были опубликовать проекты новых программ обучения водителей, обсудить их с общественностью и откорректировать. Однако ничего сделано не было! Минтранс и Министерство образования несколько месяцев кивали друг на друга, обмениваясь отписками.

– Чем грозит эта неподготовленность?

– Это не просто неподготовленность, это крах системы наверху. Не сделана колоссальная работа: не подготовлены программы, нет стандартов профессии водителя, методик приёма экзаменов. Более того, даже не разработана технология переоборудования для новых категорий машин в учебные. А ведь компаниям, которые этим занимаются, нужно время для получения лицензии. Непонятно, как должны отреагировать автошколы, ведь им тоже нужно подготовить массу документации, влиться в новую систему. Как учить, если ничего нет?

ДОСЬЕ АиФ-Югра
Вячеслав КАЧАПКИН родился в 1959 г. в Волгограде. В 1981 г окончил Волгоградский политехнический институт. Директор Мегионского городского учебного спортивно-технического центра. Более 20 лет возглавляет Мегионскую общественную организацию РОСТО. Член Общественной палаты Югры. Награждён медалью Покрышкина за активное участие в военно-патриотическом воспитании

– Выход один – закрываться?

– Единственное, что могут сделать федеральные власти, – написать бумажку, что изменения откладываются до особого распоряжения. Это будет некрасиво, даже не вполне законно, но спасёт систему. Сегодня, по сути, работа автошкол нелегальна. В любую из них может прийти прокурор и спросить: «По какому праву вы вообще преподаёте?» Но образование – это такая система, тормозить которую нельзя, иначе она начнёт рушиться. Получается, Правительство страны сегодня создало идеальные условия для коррупции. Пока власть бездействует, гаишник принимает решение – закрыть автошколу или подождать. В этой мутной воде недобросовестным людям легко ловить рыбу.

– Лучшие в стране югорские дороги стали хуже. Дело в уменьшении финансирования?

– Не стоит забывать, что львиную долю дорог строили по сталинским стандартам грузоподъёмности. Но сегодня по ним пустили фуры, которые весят десятки тонн. 90% дорог для них не годятся, вот и рушится асфальт. А недавно мне попалась фотография: экскаватор срезал грунт, и можно сравнить в разрезе две дороги – советскую и современную. Советский «бутерброд» – это асфальт толщиной сантиметров 20, полуметровая отсыпка щебнем, такая же – камнем и песком. А современная дорога – в два пальца асфальт, в ладошку – щебень. Мы коснулись колоссальной проблемы – в Югре дорог, построенных с нуля, ничтожно мало. Почти все деньги из бюджета идут на восстановление старых. Создана система, при которой дорожникам выгодней строить некачественные дороги, чтобы потом много лет зарабатывать на их ремонте. Изменит ситуацию только жёсткий общественный контроль, ведь два чиновника всегда договорятся.

 

Смотрите также: