Перед самым началом учебного года, 31 августа, 18 трудных подростков «прославили» Югру на всю страну – сбежали из спецшколы в Сургуте. По данным на 8 сентября, десятерых из них правоохранители уже нашли. Остальные всё ещё в бегах.
В текущем году это уже третий массовый побег из этой школы. «АиФ-Югра» попытались выяснить, почему это происходит.
«Безразличное отношение»
В январе из спецшколы сбежали 23 подростка. В июле – 12. Теперь в бега подались 18 человек. Ситуация привлекла внимание уполномоченного по правам ребёнка в РФ Павла Астахова, генпрокурора РФ Юрия Чайки. А губернатор Югры Наталья Комарова дополнительно проверить спецшколу.
Впрочем, проверяли её совсем недавно. Прокуратура Сургута наведалась туда после июльского побега и буквально за три дня до побега августовского опубликовала результаты проверки. Оказалось, что воспитанникам ограничивают общение с семьями, зачастую не контролируют их поведение, нет индивидуального подхода к подросткам, которые склонны к побегам. Сотрудников школы упрекнули в «безразличном отношении», указали на проблемы с внутренним распорядком и охраной.
Но не всё так однозначно. Накануне учебного года в спецшколе было 48 воспитанников от 11 до 17 лет. Среди них осуждённые за кражи, хулиганство, грабежи, изнасилования, угоны, изготовление наркотиков и т.д.. При этом охраняют их вовсе не сотрудники ФСИН, а охранники частного предприятия «Парус». Но следят они только за тем, чтобы на территорию спецшколы не проникли посторонние.
«Если вы захотите пройти внутрь, мы вас задержим, а вот к воспитанникам мы отношения не имеем. Сбежали – проблемы внутренней службы режима. Ребята когда через забор сигают, мы к ним даже прикоснуться не имеем права», – говорит директор ЧОПа Алексей Миловидов.
И.о. директора спецшколы Надежда Крюкова от комментариев отказалась, сославшись на занятость. Но нам удалось поговорить с сотрудником службы режима, который попросил не раскрывать его имени.
«За 30 тысяч в месяц мы практически живём с ребятами с подъёма и до отбоя, – сказал он. – Они ведь и грубят, и обзываются, а мы им ничего не можем сделать. Тут полицейских надо, а не охранников с педагогическим образованием. Но кто пойдёт за такую зарплату? Это же прежде всего школа, а не колония».
Потому что «западло»
Однако в последнее время в спецшколе насаждается тюремная идеология. Причём, самими воспитанниками.
«Раньше, когда я учился, там тихо было, а потом прислали парней, отсидевших в СИЗО, и те принесли зоновские понятия, – рассказывает выпускник спецшколы, также пожелавший остаться инкогнито. – Так школа превратилась в тюрьму, а это только в кино романтика».
Педагогов же выпускник вспоминает с теплотой, говорит, что работают в спецшколе добрые и честные люди.
«Я никогда не поверю, что они кого-то обижали. Наоборот они в нас верили, нянькались с нами, хотя, по моему мнению, уж лучше бы в колонию для малолетних преступников половину школы посадили. А что им свиданий и звонков не давали – так они постоянно нарушали дисциплину, то матом кроют окружающих, то, что похуже».
По словам директора ЧОП «Парус» Алексея Миловидова, зачастую воспитанникам просто невозможно было дать свидания с родственниками, потому что те приходили в спецшколу пьяными. Он также подтвердил, что тюремные порядки проникают в спецшколу вместе с некоторыми воспитанниками.
«Эти дети давно уже по своему характеру детьми не являются, – рассуждает директор ЧОПа. – Сейчас в спецшколе они пытаются недетские порядки навести. Им не нравится кадетская форма. А всё почему? Потому что «западло» носить военную форму, у обитателей тюрьмы это не принято. Так может стоит их туда и отправить?»
Смотрите также:
- Детский омбудсмен Югры призвала остановить бунт в спецшколе Сургута →
- А может, закроем? Какая судьба ждёт скандальную спецшколу Сургута →
- Из спецшколы в Сургуте сбежали 12 подростков →