Неожиданно дурную славу получил Ханты-Мансийск. Росгидромет по итогам 2013 года включил столицу Югры в список городов России с наиболее загрязнённым атмосферным воздухом. А ведь это был Год экологии! Дело запахло большим скандалом.
Почему же Ханты-Мансийск оказался в «позорном списке»? И действительно ли в югорской столице опасно дышать?
Дело в стройке
В список из 30 самых грязных городов России по версии Росгидромета Ханты-Мансийск попал впервые. Неудивительно, что новость об этом немедленно разлетелась по СМИ. Казалось удивительным, что в маленьком городе, где нет промышленных предприятий, но есть большой кедровый лес, воздух оказался плохим. Соседями Ханты-Мансийска по списку стали такие промышленные центры, как Норильск, Магнитогорск, Новокузнецк, Екатеринбург…
Специалисты Росгидромета объяснили ситуацию тем, что обнаружили в столице округа двукратный по сравнению с 2012 годом рост содержания в воздухе формальдегида – это токсичный газ, поражающий нервную систему.
В Природнадзоре Югры считают, что включение Ханты-Мансийска в число самых загрязнённых городов России неоправданно. Дело в том, что стационарный пост Росгидромета, который делает замеры, расположен там, где в 2013 году шло активное строительство.
«Это и привело к получению таких данных. До начала строительства и после него всё было в норме, – сказал глава Природнадзора Югры Сергей Пикунов. – Мы написали в Росгидромет своё определённое «фи». И хотели бы увидеть опровержение. Такие результаты не могут быть репрезентативными. Оценка состояния атмосферного воздуха проводится по другой методике».
Специалисты Росгидромета, работающие в Ханты-Мансийске, и сами признали, что ничего катастрофического в городе не происходит.
«Это же воздух. Сейчас есть повышенная концентрация каких-то веществ, потом не будет, – рассуждает начальник Ханты-Мансийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Надежда Точенова. – Это не какая-то страшная тенденция, это природа. В воздухе различные химические реакции происходят».
При этом Надежда Точёнова уклонилась от ответа на вопрос, где именно находится их пост, сказав, что не помнит точный адрес. В конце концов, сообщила, что в районе улицы Строителей.
Не без причин
В то же время даже по данным Природнадзора средняя за 2013 год концентрация формальдегида в Ханты-Мансийске превысила ПДК в 6,3 раза, а фенола – в два раза. Это действительно больше, чем годом ранее. И в целом уровень загрязнения воздуха в столице округа определяется как «очень высокий». В то время как в более крупных Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске он просто «высокий». Чемпион по выбросам – Нижневартовский р-н. Нефтеюганский – на втором месте.
Сергей Пикунов объясняет такие данные тем, что город активно строится, а формальдегид содержится во многих стройматериалах.
«Кроме того, особенность северной территории – высотная застройка «карманами», которые не продуваются. И мини-котельные рядом с домами», – говорит глава Природнадзора Югры.
Впрочем, на фоне других регионов Югра выглядит неплохо. По данным Росгидромета, в городах с высоким уровнем загрязнения воздуха живёт 58% югорчан. Среди регионов УрФО лучше обстановка только на Ямале – 9%. На юге Тюменской области – 70%, а в Свердловской – 84%. Если смотреть по России, то свердловчане идут вровень в самарцами, а уступают лишь трём регионам – Москве, Санкт-Петербургу (по 100%) и Таймыру (99%), где картину определяют медные комбинаты Норильска.
А вот в экологическом рейтинге общероссийской общественной организации «Зелёный патруль» Югра выглядит откровенно плохо, занимая четвертое место с конца. Председатель правления «Зелёного патруля» Андрей Нагибин связывает это с низкой производственной культурой. Действительно, по данным Природнадзора Югры, за первое полугодие 2014 года промышленники округа нанесли природе ущерб более чем на 1 млрд. рублей. Одних только аварий на трубопроводах было более тысячи.
Смотрите также:
- Глава администрации Ханты-Мансийска вошел в ТОП-3 лучших мэров России →
- Ханты-Мансийск признали одним из самых загрязненных городов России →
- ... Кто оценивает качество подготовки к отопительному сезону? →