Жители СОТ «Геолог» в Ханты-Мансийске оказались отрезанными от мира

Евгений Зиновьев / АиФ

Показательная история развивается сейчас в Ханты-Мансийске. Садово-огородническое товарищество «Геолог» оказалось отрезанным от мира. Жители не могут подъехать к собственным домам из-за самовольно поставленного шлагбаума и насыпей, которые сделали соседи по СОТу. 

   
   

Разъездились тут

СОТ «Геолог» существует с 1991 года. Расположено в черте города, в нескольких сотнях метров от трассы «Ханты-Мансийск – Тюмень». Между «Геологом» и трассой есть еще три товарищества – «Ветеран», «Наука» и «Родник». Между ними – три проезда, по которым можно попасть к «Геологу». Так и жили дачники долгих 23 года.

А прошедшим летом период их мирного сосуществования закончился. «Ветеран» и «Наука» предъявили «Геологу» претензии – дескать, все дороги испохабили. И 8 июня председатель «Науки» заблокировал проезд по своей территории. Заблокировал в буквальном смысле – бетонными блоками. Позже их заменили на более цивилизованные шлагбаумы.

«Песок, навоз завозят. У каждого дома септики стоят. Постоянно идут машины. Людям невозможно выйти, – говорит председатель правления «Науки» Иван Тихонов. – Нельзя поставить машину на улицу. Заборы все поломаны».

«Геологи» стали пробираться на свои участки через «ветеранскую» территорию – по улице Васильковой. «Ветераны» долго терпеть не стали и высыпали в конце дороги кучу гравия. Упорные «геологи» кучу слегка подраскидали и продолжили ездить, цепляя гравий днищами. Тогда вместо кучи появились бетонные блоки.

Фото: АиФ / Евгений Зиновьев

Каждый день – лотерея

Председатель правления «Геолога» Антон Дорофеев уже сбился с ног, пытаясь решить проблему. Предложил коллегам-председателям вместе содержать дороги – отказываются. Написал кучу писем в городскую администрацию и прокуратуру – получил отписки. Например, прокуратура отправила дачников… в ГИБДД. А городские власти предложили Антону Дорофееву самостоятельно договариваться с председателями. Но те настроены решительно.

«Пусть ищут свою дорогу и делают подъезд, как положено. Видите же, какая дорога – на тракторе не проедешь!» – говорит председатель правления «Ветерана» Виктор Рожков, показывая на улицу Васильковую.

   
   

Он, конечно, преувеличивает – на тракторе там проехать можно с ветерком. А вот на легковушке приходится пробираться осторожно. Но даже Васильковая выглядит автобаном по сравнению с теми колеями, по которым приходится буксовать до «Геолога» – недаром большинство его членов вынуждены покупать внедорожники.

Фото: АиФ / Евгений Зиновьев

«Мы сейчас пробуем ездить через СОТ «Родник», – рассказывает Антон Дорофеев. – Там дорогу еще не перекрыли. Но могут сделать это в любой момент. У нас каждый день, как лотерея – уезжаем утром на работу и не знаем, как назад вернёмся».

«Это какая-то травля»

На днях конфликтующие стороны встретились в департаменте городского хозяйства. Но власть разруливать ситуацию не стала – дескать, нет у неё таких полномочий. В результате два голоса «геологов» потонули среди полутора десятков голосов «ветеранов», «научников» и чиновников.

«Это напоминает какую-то жёсткую травлю. Нас на этих встречах просто морально убивают, – возмущается Антон Дорофеев. – Прямым текстом сказали, что наша дорога – это улица Сиреневая. Но мало того, что это территория «Родника», так она ещё в болото упирается!»

Сейчас члены «Геолога» добиваются приёма у главы администрации Ханты-Мансийска Максима Ряшина. Но подозревают, что на городском уровне им поддержки не найти. Несколько чиновников сами владеют участками в «Науке» и «Ветеране».

Фото: АиФ / Евгений Зиновьев

«Во всех ответах нам пишут, что проезд у нас есть, – говорит председатель правления «Геолога». – Но когда я предлагаю выехать на место и показать нам этот проезд – все отказываются. Наверное, будем губернатору писать».

Летом на одном из участков «Геолога» травмировался ребёнок. Родители вызвали «скорую». Но врачи не смогли проехать дальше шлагбаума. Им никто не открыл. Родители сами вывозили ребёнка на трассу. Через болото… А пожаров, слава богу, пока не было.

Умываем руки

По закону местные власти «обязаны содействовать» дачникам практически по всем вопросам, связанным с инфраструктурой. Но те, как правило, остаются со своими проблемами один на один. Причём, по всей Югре. Например, пороги администрации Сургута уже устали обивать дачники кооператива «Виктория». Периодически у них отключают электричество – изношены сети, рвутся провода. А с конца августа из-за плохой дороги к кооперативу перестал ходить автобус. Но в «Виктории» прописаны около 300 человек!

«Администрация не считает, что дачным кооперативам надо помогать, включать их в программы развития инженерной инфраструктуры, - говорит председатель ассоциации дачников Сургута Леонид Зосименко. - Это касается и дорог, и электросетей, и газа, и воды. Чиновники считают, что они здесь не при делах и умывают руки».

Несмотря на это, число желающих жить на дачах увеличивается.

Фото: АиФ / Евгений Зиновьев

«Примерно на четверти дачных участков люди проживают постоянно, - утверждает депутат думы Сургута Дмитрий Пахотин. - Отсюда куча вопросов. Они вполне схожи с городскими: и общественный транспорт, и правопорядок, и мусор, который тянет за собой бродячих собак. Но прямого влияния муниципалитета на управление дачными кооперативами на данный момент практически нет».

Заявления власти о поддержке индивидуального строительства вкупе с разрешением прописываться на дачах воодушевляют многих людей. Но не все готовы тратить сотни тысяч рублей на проводку электричества, газа, воды, прокладку дорог. Дачные участки не попадают в категорию земель для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), где местные власти обязаны строить инфраструктуру. А роль управляющей компании вынужден выполнять председатель правления – зачастую в одиночку.

В результате люди, прописанные на дачах, хотя и решают свои жилищные проблемы, но получают массу других – не менее острых.

Лучше договориться

Евгений Филиппенков, председатель комитета по контролю СРО управляющих компаний Югры, юрист: 

Если участки нарезала администрация, то именно она должна была предусмотреть, где будут находиться подъездные пути для садово-огороднических товариществ. Если сейчас подъездной путь не определён, то правлению товарищества надо обратиться в администрацию, чтобы она этот путь определила.

Правлению «Геолога» можно ещё порекомендовать обратиться в МЧС. Если в домах товарищества зарегистрированы люди, то эти дома являются полноценными домовладениями. Соответственно, к ним должен быть обеспечен свободный проезд – в том числе, автомобилей специальных служб: пожарной, скорой медицинской помощи. МЧС – организация серьёзная, и может выдать предписание другим СОТам открыть свои проезды. И если те это предписание не выполнят, то нарушат требования закона о противопожарной безопасности. А это грозит председателям внушительными штрафами.

Но, вообще, в данном случае вопрос решается просто – путём переговоров между председателями правлений. Собрались бы мужики, да нормально поговорили. Тем более, если правление «Геолога» не отказывается совместно содержать дорогу – тут я вообще не вижу никаких причин для конфликта! Ну, а если всё-таки договориться не получается, то нужно идти в суд. Но я в первый раз сталкиваюсь с такой ситуацией.

Негатив дачной прописки

Людмила Голосова, глава профсоюза садоводов России:

- Если оформлять прописку на даче, как положено, то возникает много проблем. Определение «индивидуальное строение» меняется на «индивидуальный жилой дом». За этим кроется много негативных последствий. Во-первых, вид деятельности «садоводство» исчезает – налог на землю будет выше. Налог на имущество кратно возрастёт, потому что это будет вторая собственность после квартиры, если она у вас есть. А если вы стоите на жилищном учёте, вас должны будут снять с очереди. Кроме того, поскольку вид деятельности «садоводство» будет прекращён, должно прекратить существование садовое некоммерческое объединение. Но там есть имущество общего пользования и инженерная инфраструктура. Кто теперь должен её обслуживать? Управляющая компания. А управляющей компании придётся платить не 500-700 рублей в месяц, а 5-7 тысяч.

В случае чего – снесём шлагбаум

Дмитрий Железнов, заместитель начальника караула №3 пожарной части №132 Ханты-Мансийска:

- Про сложную ситуацию с «Геологом» я наслышан. Правда, не знаю, согласовывали ли установку шлагбаумов местные жители в МЧС и ГИБДД. Это обязательная процедура, так как в случае возникновения чрезвычайной ситуации у нас должны быть пульты управления. Если у нас нет ничего подобного, а шлагбаумы стоят произвольно, мы в случае возникновения ЧС можем снести их – благо, пожарные машины на такое способны.

Вообще, выезжая на пожары, нам зачастую приходится сталкиваться с преступной человеческой беспечностью – люди неправильно паркуют машины, чем загромождают подъезд к собственным домам, препятствуя проезду спасателей и пожарных. И если дотянуть «рукава» к горящей двухэтажке мы ещё можем, то в случае с десятиэтажкой, где необходимо использовать лестницу, мы вынуждены оттаскивать машины и прочие ограждения вручную. На это уходит драгоценное время, что недопустимо.

Не можем проехать – зовём спасателей

Павел Овечкин, главный врач Ханты-Мансийской городской клинической станции скорой медицинской помощи:

- Если наша машина не может проехать к человеку, нуждающемуся в скорой медицинской помощи, мы должны вызывать спасателей. Наша служба не может самостоятельно выдавать предписания открыть те или иные проезды. Поэтому в случае перекрытия дорог к жилым домам мы можем лишь написать письмо. Если  это проблема может быть решена на городском уровне, то обращаемся в администрацию муниципального образования. Если проблема уровнем выше, то нужно писать в наш профильный департамент здравоохранения. Они уже в свою очередь обращаются в ГИБДД, и механизм раскручивается. Но до меня пока не доходила информация о том, что наши бригады не смогли куда-то доехать по вызову и медицинская помощь в результате не была оказана. Возможно, я был в отпуске в тот момент.

Кстати

Что такое дом?

Прописаться на даче вы можете только в том случае, если там есть точный адрес и жилой дом, полностью соответствующий этому понятию. Это значит, что дом должен быть пригодным для проживания круглый год. А именно – иметь капитальный фундамент, располагаться вне границ оползней, селевых потоков и постоянных паводков, иметь подъездные дороги, по которым можно проехать к дому не только летом, но и зимой. Кроме того, такой дом должен быть электрифицирован и иметь отопление.

Только если все вышеназванные условия соблюдены, можно рассчитывать, что ваше «жилое строение» признают-таки «жилым домом» и разрешат в нём зарегистрироваться.