Автозимник – как связь с миром. Кому теплая зима не в радость

В период строительства дорожниками производится намораживание льда для увеличения его толщины © / Сайт "Северавтодора"

Почти две с половиной тысячи километров протяженность зимних маршрутов в Югре. С осени и до начала весны они связывают между собой некоторые муниципалитеты. Как сделать отдаленные поселения округа доступнее, рассказали нашим корреспондентам на предприятии АО «ГК «Северавтодор».

   
   

Для отрезанных от цивилизации

Подобные дороги – зимой единственная возможность для жителей некоторых небольших населенных пунктов добраться в районные центры и  окружную столицу. В основном они находятся по берегам рек, в летний период спасает навигация, а с конца октября и до конца декабря они фактически отрезаны от цивилизации, там существует только воздушное сообщение. И чем быстрее дорожники введут зимники в эксплуатацию, тем быстрее люди получат связь с другими населенными пунктами.

Предприятие АО «ГК «Северавтодор» – единственное в округе, которое является генеральным подрядчиком по строительству и содержанию всех автозимников и ледовых переправ межмуниципального значения.

Ежегодно перед коллективом стоит задача – обеспечить безопасность на зимних автомобильных дорогах и ледовых переправах. В их обязанности входит и установка дорожных знаков, сигнальных вех, постов регулирования движения и пунктов контроля. Причем более трети всех работ компания выполняет собственными силами. Субподрядчики привлекаются к обустройству и содержанию автозимников и ледовых переправ на конкурсной основе.

«Критерии отбора субподрядчиков строги, – говорит директора филиала № 5 (Ханты-Мансийск) Игорь Кравец. – Нам важно наличие соответствующей техники, квалифицированных сотрудников, перевалочных баз на отдаленных территориях и опыт работы на автозимниках».

Поддерживать зимники в рабочем состоянии сложно, для этого нужна не только современная автотехника, но и профессиональные кадры, а главное – опыт.

   
   

«Все сотрудники, которые у меня работают, очень ценны для предприятия, уже много лет они со мной, я уверен в их профессионализме», – говорит руководитель субподрядчика «Северавтодора» ООО «Луговское ЛПК» Андрей Киреев.

В их обслуживании более 135 км зимних автодорог от Ханты-Мансийска до Урманного и три ледовых переправы через Обь, они много лет работают в этой сфере.

«Теплая зима – всегда трудная, – говорит Андрей Киреев. – Представляете, что такое – по болоту построить дорогу? В теплую погоду поддержать проходимость, но мы делаем все возможное».

Как устроен зимник?

Автозимники отличаются от обычной автомобильной дороги, это сезонный путь. Обустройство его – целый технологический процесс, это не просто пройтись и промять снег, зимник – это объект дорожной инфраструктуры, он тоже строится по проекту, есть определенные требования – по скоростному режиму, по ширине, по грузоподъемности и так далее. 

«Строительство автозимника начинается во второй половине октября с обследования территории, – рассказывает Игорь Кравец. – Далее идет технологическая проминка вездеходной техникой. Цель операции – продавить замерзшую корку на болотистых участках, это ускоряет процесс промерзания. А следующим этапом проходит тяжелая гусеничная автотехника для выравнивания покрытия. И при формировании устойчивого снежного покрова этой же тяжелой техникой уплотняем дорогу. Это важная процедура, от нее потом зависит качество проезда».

Ширина зимника по контракту должна быть 9 метров, по краям нарезаются снегозащитные полосы, препятствующие заносу дороги снегом, устанавливаются автодорожные знаки и другие средства движения. И уже после межведомственной комиссий вводится в эксплуатацию. До 25 декабря автозимники во всей Югре должны быть сделаны, а эксплуатироваться они могут вплоть до 25 апреля, но так бывает не всегда.

У природы нет плохой погоды?

Подобная дорога зависима от климатических факторов, в нынешнем году это особенно заметно. Поздняя осень, относительно теплая зима и ранняя весна влияют на процесс. Несмотря на это, все зимние автодороги были введены в эксплуатацию вовремя, но из-за высоких температур возникли проблемы с потерей несущей способности автозимников. Это образование колеи, разрушение, выбоины, с которыми постоянно нужно бороться.

«В этом сезоне мы пережили уже четыре оттепели, буквально несколько дней назад пришлось понизить грузоподъемность до 15 тонн на некоторых автозимниках Югры. Три и вовсе закрыты для тяжелого вида транспорта, – сказал главный инженер АО «ГК «Северавтодор» Артур Нюдь. – С ней мы справляемся – поддерживаем с помощью технических средств. Иногда применяем крайние меры – перекрываем дорогу для большегрузов».

«Несмотря на климатические аномалии, дороги должны быть безопасными для жителей Югры».

В настоящее время дорожные службы ведут активные работы по восстановлению проезда по зимним автодорогам. С 12 марта в связи с установившимися положительными температурами на части зимних автодорог в Октябрьском и Березовском районах введены ограничения на движение всех транспортных средств за исключением регулярных пассажирских автобусов и специализированного транспорта. На зимниках в Кондинском, Октябрьском, Белоярском, Ханты-Мансийском районах введены ограничения до 5 тонн. Два участка зимников закрыты для движения полностью: с 14 марта участок дороги Куминский – Нижняя Тавда, с 16 марта – ледовые переправы через Обь и Чехломей: Нижневартовск – Вампугол – Былино. На зимниках Сургутского района введено ограничение до 10 тонн.

Ледовые переправы

Они устраиваются через реки, это сложные сооружения, и требования по безопасности к ним предъявляются достаточно серьезные. В период строительства дорожниками производится намораживание льда для увеличения его толщины.

«Наши сотрудники выходят на замерзшую поверхность рек, расчищают ее от снега, водяными помпами наливают сверху воду, которая промерзает, – рассказывает Артур Нюдь. – После того как толщина льда достигает определенных значений, инспектора ГИМС производят замеры и в зависимости от его толщины
и структуры определяют грузоподъемность переправы. Потом устанавливаются соответствующие дорожные знаки и посты регулирования дорожного движения со шлагбаумами,  вагонами для обогрева, туалетами, мусорными контейнерами, спасательными средствами, связью. Причем на каждой переправе постоянно находится дежурный, следящий за ограничениями грузоподъемности».

По контракту грузоподъемность ледовых переправ – 30 тонн, на отдельных направлениях, там, где перевозят оборудование нефтяных компаний или большие объемы грузоперевозок, – до 60 тонн. После окончания эксплуатации во избежание трагедии посты регулирования еще какое-то время не убирают. Загораживающие средства применяются и при строительстве, пока толщина льда не позволяет допускать движение.

В этом году в связи с погодными условиями сохраняется вероятность раннего закрытия зимних дорог, но, несмотря на климатические аномалии, дороги должны быть безопасными для югорчан. И на предприятии это понимают и делают все, что необходимо для того, чтобы жители отдаленных территорий не оказались без столь необходимого средства связи с внешним миром раньше времени.

Справка
В зимнем сезоне 2019–2020 года на территории Югры введено в эксплуатацию 56 зимних автомобильных дорог межмуниципального значения общей протяженностью 2 352,6 км, в том числе 60 ледовых переправ на 22,4 км. Постами регулирования движения оборудовано 52 переправы на реках шириной свыше 100 метров.

Комментарии

Наталья Комарова, губернатор Югры:

- В Югре в настоящее время сохраняются температурные показатели выше среднегодовых. В этой связи необходимо определить, какие проектные решения по строительству зимних дорог, ледовых переправ нужно применять, чтобы усилить их несущую способность, возможности для эксплуатации. Нужно провести аналитическую работу, оценить состояние дел с доставкой продукции и товаров в населенные пункты. Очевидно, что нужно учитывать в работе меняющиеся климатические условия.

Валерий Фомагин, генеральный директор АО «ГК «Северавтодор»:

- Северавтодор» к вопросу устройства зимников и ледовых переправ подходит очень ответственно и начинает планировать свою деятельность еще с конца весны. Разрабатываются соответствующие планы мероприятий по подготовке техники, документации, средств технической организации дорожного движения, сотрудников. Благодаря подобной работе в этот зимний период удалось сдать зимники и ледовые переправы в установленные государственным контрактом сроки – до 25 декабря 2019 года. В 2020 году мы еще тщательнее подойдем к планированию, и есть основания полагать, что уложимся в сроки.