«Библиотека» земли Югорской. В кернохранилище уникальная коллекция образцов

Современные комплексы диагностического оборудования, позволяющие с высокой точностью и в короткие сроки определять основные технико-эксплуатационные показатели © / Правительство ХМАО-Югры

Для чего нужно хранить образцы пород и что с ними делают? Сколько ещё нефти скрывает наш край и когда люди перейдут на альтернативную энергию? Эти вопросы мы задали сотрудникам ханты-мансийского кернохранилища.

   
   

С чего начинается геология?

Керн – это образец горной породы, извлекаемый при бурении скважины. Образцы керна отбираются с целью изучения и поиска полезных ископаемых – нефти и газа. Керн похож на цилиндрический столбик, длина которого во много раз больше его диаметра. «Геологию надо начинать с кернохранилища», – сказал однажды один из первооткрывателей сибирской нефти Фарман Салманов. А его коллега  – доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН Владимир Шпильман во время своей поездки в канадский город Калгари, увидев, как за границей хранят образцы пород, решил организовать подобное хранилище в России, в Ханты-Мансийске. Окружному кернохранилищу, одному из самых больших в стране, уже почти 30 лет. Его ещё называют «библиотекой каменного материала». А площадь этой библиотеки –почти 4 тысячи кв. метров. Огромное помещение впечатляет. Здесь поддерживают постоянную температуру плюс 16-18 градусов и влажность не более 60%. Это позволяет образцам, расположенным на огромных стеллажах, в коробках из специального гофрированного картона, сохраняться в нужном состоянии долгие годы. Есть и более современные способы хранения – в изолированных тубусах. При этом керн, вынутый из недр земли, не соприкасается с воздухом, а потому породы, из которых он состоит, не меняют своих свойств. В лабораториях научно-аналитического центра рационального недропользования имени В.И. Шпильмана, а именно на его базе, и было открыто кернохранилище, уже появились современные инновационные приборы, которые позволяют работать с тубусом, даже не вытаскивая из него керн. 

«Керн поступает к нам в процессе геологоразведочных работ, которые финансирует государство, от недропользователей, которые обязаны по лицензионному соглашению отдавать на хранение часть каждого образца. Большие компании иногда создают свои кернохранилища, средние и небольшие отдают весь керн нам. При этом мы гарантируем соблюдение всех требований нормативных документов, связанных с хранением и обработкой керна», – рассказывает заведующий отделением по сбору, хранению и исследованию «Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» Дмитрий Добровольский.

Сотрудники кернохранилища кроме научной работы ведут и просветительскую деятельность. К ним регулярно заглядывают экскурсанты – школьники, студенты, гости из других регионов и стран. Поэтому решено было сделать выставочные витрины с образцами пород, инструментов для добычи, которые разрешается потрогать и сфотографировать. Кстати, некоторые бывшие практиканты из Югорского государственного университета теперь работают в кернохранилище. Считается, что в ЮГУ отлично преподают химию и специалистов выпускают сильных. Грех не взять. 

На веки вечные

Как говорят учёные, керн имеет особенность сохранять свои свойства годами, его можно доставать и исследовать в любое время. К сожалению, в 90-е годы многие образцы, отобранные в советские времена, в период активного освоения Западной Сибири, были утеряны или безвозвратно потеряли свои свойства из-за неправильного хранения на открытом воздухе, в подвалах или в неприспособленных складских помещениях. «На сегодняшний день в нашем кернохранилище собраны материалы с более чем 2600 нефтеразведочных и рудных скважин Югры. Это 256 тысяч погонных метров керна, из них 229 тысяч уже систематизировано. А чуть более десяти лет назад к нам начали поступать образцы с Приполярного Урала и даже Ямала. Нашу коллекцию можно назвать уникальной», – отметил Дмитрий Добровольский. По его словам, в кернохранилище не только хранят, но обрабатывают и детально исследуют керн и шлам. Анализ и систематизация в разы повышает возможности поисковых и разведочных работ, даёт больше знаний об особенностях залежей нефти баженовской свиты (группа нефтематеринских горных пород (свита) была выявлена в 1959 году в Западной Сибири на территории около миллиона квадратных километров).  Результаты исследований заносят в базу данных, которой, благодаря интернету и современным технологиям, могут пользоваться геологи.   

Сколько нефти в Югре?

Югра – главный нефтедобывающий регион России, на неё приходится 42% общероссийской нефтедобычи. В мае прошлого года в регионе была добыта 12-миллиардная тонна нефти. К этой цифре шли с 1964 года – начала промышленного освоения недр региона. В прошлом году из-за соглашения ОПЭК добыча нефти снизилась на 11% и составила 210,7 млн тонн. По данным регионального департамента недропользования и природных ресурсов, с 2008 года добыча падала примерно на 1,5% из-за постепенного истощения запасов на старых месторождениях. Как говорят специалисты, добиться роста добычи нефти позволили специальные налоговые режимы. Они привели к росту эксплуатационного бурения, а адресные административные меры способствовали ускоренному вводу месторождений в промышленную эксплуатацию.

   
   

Многих жителей округа волнует вопрос, на сколько лет хватит нефти в регионе? Учёные точных прогнозов не дают, говорят, что на 50-100 лет точно хватит, а ведь ещё и не всё исследовано, да и новые технологии регулярно появляются. В мае правительство автономного округа утвердило 55 участков недр для геологического изучения в 2021 году. Они обладают суммарными ресурсами нефти в 454 млн тонн. Кстати, на территории округа есть ещё предположительно 11 млрд тонн запасов нефти, которые не разрабатываются, потому что это экономически нецелесообразно.

«Есть две теории происхождения нефти – органическая и неорганическая. Первая для специалистов более понятна и подтверждена, но есть и свои доводы о неорганическом происхождении. Когда нефть поднимается из мантии в газообразном состоянии, потом скапливается в ловушках и подпитывает другие нефтенасыщенные пласты. Иначе как ещё объяснить нескончаемый поток нефти на тех месторождениях, которые должны бы уже давно иссякнуть?» – рассуждает Дмитрий Добровольский.

 Ну а как же альтернативные источники энергии, которые обсуждаются в обществе уже не один десяток лет? В кернохранилище ими не занимаются, но, по мнению научных сотрудников, экономика всех стран построена на нефти и газе, и альтернативы им нет. Быстро перестроиться будет очень проблематично и экономически затратно. Поэтому пока качаем!