80 лет назад более 500 охотников, рыбаков и оленеводов из числа коренных малочисленных народов Севера сменили малицы на шинели, оставили свои дома, семьи, оленей, чтобы с оружием в руках встать на защиту большой Родины. До этого они не отходили от своих угодий дальше 50–100 км. Домой вернулись единицы. Орденами и медалями награждено около 400 ханты и манси – четверо из пяти.
Память на века
Несколько лет назад музей «Торум Маа» создал медиапроект «Обские угры: фоторетроспектива». А в его продолжение – спецпроект «Ханты и манси – защитники Отечества». Это желание вспомнить всех поимённо, увидеть знакомые лица, прочесть немногочисленные воспоминания о Великой Отечественной войне и жизни в тылу. Медиаресурс воинской славы постоянно пополняется. Его делают всем миром. Первым на помощь пришёл Саранпаульский музей. Персоналии из книги «Птицы светлой памяти» вошли в первую выставку проекта. Затем добавили фотографии из Ванзевата – оттуда на фронт ушли 76 человек.
Проект разрастается, и на фотографиях уже не только ханты и манси, потому что все воевавшие – «богатыри Великой Победы». Организаторы хотят поработать с каждым поселением, каждым школьным музеем. Предоставить важную информацию о подвиге своего родственника может каждый югорчанин. «АиФ-Югра» пролистал памятные страницы.
«На уху рыбу не давали»
В архивах и исследованиях краеведов часто можно встретить мысль, что ханты и манси были первыми, кто ушёл из Югры на фронт, подавая пример остальным. Это были представители известных родов: Молдановых, Сайнаховых, Немысовых… Мужчины-охотники часто становились снайперами. Высоко ценились их меткость и умение подолгу находиться в укрытии. «Северные» солдаты легко ориентировались на местности и знали, как выживать в лесу, как пробраться до противника глухими партизанскими тропами. На северном фронте на оленьих упряжках перевозили оружие, провизию, вывозили раненых с поля боя. Солдат одевали в национальную одежду, в которой было тепло и удобно в суровых условиях Севера.
Вот как вспоминает начало войны житель села Верхние Нарыкары Георгий Яркин: «В 1941 году отцов, дядек – всех взяли в армию. Завтра должен прийти пароход «Красная звезда» за ними, а перед этим моя мать истопила баньку на берегу речки. Всех подготовили мужчин к отправке на фронт. На второй день пароход пришёл, он был полон народа. И мы остались одни. В наших краях во время войны были рыболовецкие бригады, в которых работали мальчики 7-9 лет. И я в том числе был в такой бригаде. Когда началась война, нам даже на уху рыбу не давали – всё надо было сдавать. Нас заставляли работать сутками. В субботу–воскресенье, когда уполномоченный отлучался в баню, мы сделаем одно-два притонения – и всё, деревня сыта. Следили за нами…» Его отец вернулся с войны с орденом и многочисленными медалями, и семья продолжила заниматься охотой.
А вот Андрей Ангашупов не любил вспоминать о войне. Известно лишь, что он служил в пограничном отряде по охране тыла действующей Красной Армии. «Очищали землю от всякой нечисти, которая служила немцам», – писал он скупо в своей автобиографии. После демобилизации Андрей Ангашупов много учился, славился как носитель хантыйской традиционной культуры.
Подвиг каждый день
Многие солдаты ханты и манси участвовали в решающих битвах войны. Например, представитель известного древнего рода Тебетевых – Леонид. Его призвали в армию в 18 лет, в 1942 году. Леонид прошёл через Курскую дугу, битву за Днепр, участвовал в операциях по взятию Орла, Кёнигсберга, Берлина. А после капитуляции Германии его бригаду перебросили на Дальний Восток, где он брал Харбин и Мудан. А Василий Вадичупов из Берёзовского района был участником Сталинградской и Курской битв. При форсировании Вислы он получил тяжёлое ранение и потерял ногу. Но это не помешало ему после демобилизации построить семью и вырастить семерых детей.
Николай Шесталов – отец известного мансийского писателя Ювана Шесталова – получил тяжёлое ранение в битве под Сталинградом, после чего его комиссовали. Он вернулся в родные края и возглавил колхоз «Путь Ленина». В биографической повести «Когда качало меня солнце» Юван Шесталов описал очень непростую историю жизни своего отца. Вспоминает, что дед проиграл отца в карты богатому соплеменнику. «От мальчонки на побегушках у купца он прошёл путь до председателя колхоза, образованного человека», – писал Шесталов.
Подвиг совершил Сергей Шесталов. Под Ленинградом в 1943 году он стрелял из ружья ПТР по амбразурам дзота противника, в итоге два пулемёта прекратили огонь. Сергей дал возможность нашим стрелковым подразделениям без потерь занять траншеи и блиндажи противника...
Поэт не любит о войне…
«Видишь, лиственница встала на скале береговой, Небо синее достала непокорной головой. Есть преданье, что когда-то обессилевший старик К ней добрался в час заката, прислонился к ней на миг...» – эти строки принадлежат перу пионера хантыйской поэзии Григория Лазарева. Перед самой войной он работал редактором национальной страницы в газете «Остяко-Вогульская правда». В первые дни войны попал на фронт и участвовал в боях на Украине и под Сталинградом. Артиллерист Григорий Дмитриевич получил орден Красной Звезды, но носил его только по торжественным дням. Коллеги-журналисты вспоминают, что он никогда не рассказывал о войне. Нет ей места и в его творчестве.
Есть несколько историй, связанных с косами. Это символ принадлежности к древнему хантыйскому роду богатырей. Павел Анеев в годы, когда идеологические отделы компартии боролись с реликтами традиционной культуры, первым публично отрезал себе косу. Но от этого его род не стал менее героическим. Сын Павла – Михаил Ендырев из юрт Анеевых, рыбак и охотник, ушёл на фронт в сентябре 1941 года. Служил наводчиком артиллерийского орудия. Награждён медалью «За оборону Сталинграда» и даже получил благодарность от Верховного Главнокомандующего. Победу встретил в Берлине.
А вот Степану Аштамову из д. Овгорт сбривали косы в военкомате. «Он не владел грамотой, ни слова не понимал по-русски. Носил чёрные длинные волосы, заплетённые в косы. Когда в Берёзовском военкомате голову побрили наголо, долго не мог привыкнуть к лысой голове и стеснялся». Это не помешало Степану стать отличным сапёром и получить медаль «За боевые заслуги». А Николай Юмин и вовсе прошёл три войны и остался жив. В 1941 году его часть была брошена в самое пекло – под Москву. Зарекомендовал себя хорошим снайпером, однако в 1944 году был ранен и вернулся домой.
Уходя на войну совсем мальчишками, многие ханты и манси так и не увидели больше своих угодьев. Из четырёх братьев Тынзяновых из Берёзовского района домой вернулся только один. 19-летний Семён Себуров дошёл с боями до Польши. Погиб и похоронен там. Не вернулся с войны и муж известной югорской писательницы Анны Коньковой. Командир взвода Иван Косполов получил смертельное ранение в боях на Ленинградском фронте. Отец пятерых детей Илларион Яптин больше всего хотел вернуться к своей семье после победы над врагом. Но дети и жена получили похоронку. Родился, ушёл на фронт, погиб в боях или пропал без вести – такая биография у многих югорчан, в том числе ханты и манси. Она укладывается всего в одну строчку, но в этой строчке – великий подвиг богатырей Великой Победы…