Будет куда пьяному податься… В Югре ждут открытия вытрезвителей нового типа

Сейчас пьяного гражданина, оказавшегося на улице, полицейские отвозят в медучреждение на освидетельствование и выяснение степени опьянения © / Олег Дьяченко / АиФ

В 2011 году в России закрыли последний вытрезвитель. Спустя десять лет Госдума приняла закон об их возвращении. За это ратуют и полицейские, и врачи. Уже в этом году вытрезвители должны появиться в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске. Как будут выглядеть современные «аквариумы для пьяных», кто их должен содержать и возможно ли сделать так, чтобы пьющих людей стало меньше?

   
   

Помогут всем

В Югре откроют вытрезвители нового типа на базе центров социального обслуживания населения. По предварительным оценкам югорских депутатов, каждый год на их работу будут тратить около 21,7 млн рублей. «Проект актуальный, это поможет снизить количество правонарушений, совершаемых людьми в состоянии алкогольного и иных опьянений. В прошлом году их совершено порядка 3,5 тысячи», – рассказала депутат думы автономного округа Оксана Михеева.  Планируется, что в таких заведениях будут помогать тем, кто в состоянии алкогольного или наркотического опьянения оказался на улице. Это особенно актуально в суровые югорские зимы. Риск замёрзнуть в сугробе у граждан в состоянии «подшофе» достаточно велик. Но помощь не будет одномоментной. Если у человека появится желание выйти из-под влияния зелёного змия, ему окажут профессиональную психологическую поддержку.

Есть и ещё одно важное направление работы. По словам врачей, постоянно контролируя поведение пьющего члена семьи, посвящая свою жизнь его спасению, родственники становятся созависимыми.

«Мой муж выпивал каждую пятницу. Домой возвращался за полночь, – рассказывает сургутянка Анна Попова (фамилия изменена по просьбе героини. – Прим. ред.). – Я взывала к его совести. Он обещал не пить. Я верила. В конце концов, он же не запойный. Зарабатывал хорошо. Всю неделю жили как нормальная семья. А в пятницу всё повторялось. Он пил, не приходил домой, я его искала, несколько раз находила спящим на лавочке возле дома. Однажды зимой он провалился под лёд, когда решил прогуляться по берегу реки, чудом выбрался. Однажды его даже полицейский патруль забирал. Стыдно было, но я боролась за мужа. А потом поняла, что это меня разрушает…» Анна обратилась в медицинский центр, и психолог объяснила, что лечиться надо не только её мужу, но и ей самой. «Созависимость – это патологические отношения, в которых один человек полностью растворяется в другом, живёт его проблемами, считая своим долгом спасение «утопающих». Такие люди не дают пьющему почувствовать последствия алкоголизма. Жена встречает мужа после загула, помогает ему добраться до спальни, ставит тазик и воду с аспирином рядом. Если он прогулял по причине пьянства работу – договаривается с начальством. Такая патологическая забота не способствует формированию у алкоголика мотивации к лечению, ему и так хорошо», – объясняет психолог Елена Дымова.

Дорогой «отель»

Первые вытрезвители появились в Советском Союзе в тридцатых годах прошлого века. Ночёвку в таком заведении оплачивали сами «постояльцы». Например, в 1972-м году это стоило 15 рублей. Сумма не маленькая, если учесть, что средняя зарплата в то время была 130 рублей, а за 16 рублей можно было слетать на самолёте из Москвы в Ленинград. Бывший начальник Ханты-Мансийского городского вытрезвителя майор милиции в отставке Николай Михайлович Костин вспоминает, как выглядел вытрезвитель в окружной столице: «Здание, в котором отсыпались пьяные граждане, находилось на месте, где сейчас расположена парковка городского отдела полиции. Внутри царила особая атмосфера. Там пьяниц раздевали до трусов. Спать можно было на твёрдых низеньких топчанах. Утром давали чай и всё».

Попасть в вытрезвитель считалось позором и сулило множество проблем. Например, студента могли отчислить из вуза. Работающего человека лишить премии или путёвки в санаторий, а то и отодвинуть в конец очереди на получение квартиры. А постоянных посетителей вытрезвителя отправляли на принудительное лечение…    
   

Сейчас пьяного гражданина, оказавшегося на улице, полицейские отвозят в медучреждение на освидетельствование и выяснение степени опьянения, а потом сопровождают в отделение полиции. Там он, собственно, и трезвеет.  За пребывание в публичном месте в пьяном виде можно схлопотать штраф от 500 рублей либо арест до 15 суток. Наказание, конечно же, назначает суд. Оно зависит и от того, как часто человек бывает в состоянии алкогольного опьянения.

Комментарий

Борис Яцинюк, профессор, главный токсиколог депздрава Югры:

– Люди как пили, так и будут пить. Алкоголь – это один из природных антидепрессантов, который снимает стресс на какое-то время. Подчеркну – временно. Если это переходит в частые случаи, то уже наступает алкоголизм.  Алкоголь – нормальный метаболит продуктов нашего обмена в организме. Если есть вещество, то должен быть и фермент для быстрого метаболизма этилового спирта. У каждого человека своя толерантность к алкоголю. Это зависит от многих причин, например национальности. Есть группы, которым хватит малого количества алкоголя, чтобы получить выраженное нарушение сознания после небольшого количества алкоголя. Это в основном северные народности – ханты, манси, чукчи, эвенки. У них в течение долгого времени ни в одном поколении не было в употреблении алкоголя, поэтому фермент на низком уровне. У тех, кто пьёт часто, уровень фермента повышается. Я оказывал помощь учительнице, абсолютно непьющей. Но на какой-то праздник в гостях она выпила около 200 мл вина, вышла за ворота и упала. Вот яркое проявление нетолерантности организма к алкоголю. Поэтому случаи алкогольного отравления бывают разными и иногда требуют помощи.

Александр Вуколов, председатель общественной организации «Трезвый Ханты-Мансийск»:

 – Алкогольный бизнес вынуждает югорчан содержать три вытрезвителя. На мой взгляд, сейчас идёт мощнейшая деятельность на поддержание продажи алкогольных и табачных ядов. Основой алкогольной зависимости является убеждение в том, что это разновидность пищи. У каждого из нас есть дети, но сколько бы мы ни объясняли им, что алкоголь – это плохо, вредно и это яд, наши слова не станут авторитетными, пока дети каждый день видят, как эта отрава продаётся рядом с пищей в продуктовых магазинах. Так без всяких слов на уровне наглядных образов закрепляется убеждение, что алкоголь – особая разновидность пищи. Не стоит упускать из виду агитацию и рекламу алкоголя в современных фильмах, где герои очень часто коротают вечера в компании с бокалом вина. Показывают положительное отношение к алкоголю, яркие эмоции, которые испытывает выпивающий человек. Существуют и маркетинговые уловки при оформлении бутылок с вредоносными напитками. И чтобы это прекратить, необходимо избавляться от пагубной привычки, работать в направлении законодательства, чтобы выводить алкоголь из разновидности пищевых напитков, переносить магазины по продаже алкоголя за территорию поселений.