Денег и комфорта не хватает… Как увеличить поток туристов?

Станет ли наш северный регион по-настоящему комфортным и привлекательным для путешественников? © / Маргарита Татаринова / Из личного архива

Сфера туризма одной из первых попала под удар пандемийных ограничений. Но нет худа без добра. Прошедший год помог проанализировать обстановку в отрасли, модернизировать её, повысить квалификацию персонала, разработать и запустить новые турпродукты.

   
   

Станет ли наш северный регион по-настоящему комфортным и привлекательным для путешественников? Какие виды туризма нам нужно развивать?

Малозаметный регион

Иван Быков из Санкт-Петербурга исколесил до пандемии половину мира.  Осенью 2019 года добрался до Югры. Двух дней путешественнику хватило, чтобы осмотреть достопримечательности Ханты-Мансийска. Ивана удивили высокие цены в ресторанах, особенно на блюда национальной кухни, и сервис в гостиницах. «Красиво, конечно, но в небольшой гостинице, где я остановился, ночью не работал ресепшен. Хорошо, что директор заведения встретил меня в аэропорту и сам устроил в гостинице. Это такой трансфер по-сибирски», – смеётся Иван.

Качество сервиса – важнейшая составляющая развития туризма. Подавляющее большинство гостиниц, располагающих уровнем комфорта самого высокого класса, расположено в Санкт-Петербурге и Москве. А что в Югре? Специалисты международной консалдинговой компании изучили впечатления россиян от внутреннего туризма в 82 регионах страны. При помощи искусственного интеллекта они проанализировали в соцсетях и СМИ более 6 млн текстов, посвящённых отдыху. Россияне оценивали туристическую инфраструктуру: гостиницы, кафе, экскурсии, гидов, сувениры. Исследование показало, что Югра находится пока в группе малозаметных регионов.

Об округе написано более 22 тысяч материалов, 23% из них носят негативную эмоциональную окраску. Авторы считают, что слабыми сторонами туризма в Югре являются именно объекты и сервисы, обеспечивающие комфорт. Вполне ожидаемая оценка. Но эту ситуацию в округе стараются исправить. Осенью прошлого года стартовал проект «Школа сервиса и гостеприимства». В этом году запускают новый цикл бесплатных тренингов. «Сейчас, в период «раскачки» туристической отрасли, мы решили повысить компетенции персонала и руководящего состава, чтобы приблизить сферу туризма к международным стандартам», – рассказала руководитель проекта Евгения Вторушина.

Пандемия – время перезагрузки

18% материалов о Югре носят позитивную окраску. Путешественников привлекают уникальная культура коренных жителей нашего региона, яркие, интересные фестивали и соревнования. Наша собственная статистика эти выводы подтверждает. В 2019 году в округе побывало более 618 тысяч туристов. Причём 580 тысяч из них размещались в гостиницах. В основном это гости, приехавшие в Югру с деловыми целями, и те, кого интересует событийный туризм.

   
   

Россияне со средним достатком ехать на отдых в Югру не спешат. В качестве причин указывают удалённость региона, «драконовские» цены на перелёт, дорогую анимацию и развлечения.

От двух до шести лет может понадобиться туриндустрии, чтобы оправиться от ковида

Пандемия усложнила ситуацию. «В 2020 году поток туристов в регионе снизился фактически в два с половиной раза. Доходность от сферы туруслуг в 2019 году составляла почти 6 млрд рублей, в 2020 году упала в четыре с половиной раза, – говорит руководитель центра компетенций в сфере развития туризма Фонда развития Югры Владислава Вишневская. – Никто не может ответить, когда туриндустрия вернётся к прежним цифрам. По подсчётам экспертов, на это надо от двух до шести лет».

Период пандемии стал для туристической отрасли региона временем перезагрузки. Анализ отрасли показал, что основной фишкой региона является всё-таки событийный туризм, и именно к нему нужно привязывать этнографию, спорт и экоотдых. Ещё одно интересное направление, которое планируется развивать, – инвапутешествия для людей с ограниченными возможностями здоровья. В округе начала работать интернет-платформа Visit Ugra. Это сайт с описанием туристских возможностей региона. Можно разработать свой собственный маршрут. «Югра – самородок, который имеет огромный потенциал, – уверен заместитель директора департамента промышленности Югры Алексей Михеев. – В 2020-м мы создали несколько новых турпродуктов выходного дня, которые прежде всего должны быть доступны самим югорчанам».

Комментарий

Кандидат географических наук, преподаватель Югорского госуниверситета Пётр Большаник:

Давайте подумаем, из каких регионов сюда поедут? Центральная Россия, Урал, район Санкт-Петербурга и окрестностей. Что их здесь может заинтересовать? Природа и этнография? Они хороши. Но на таком же расстоянии от Москвы находится Алтай, и его природа разнообразнее. Плюс там нет антиресурсов. Например, мошки. И у нас один из самых больших природных очагов энцефалита. А на Алтае можно почти везде отдыхать без прививок. Не нравится Алтай – есть Байкал! Этим регионам мы, к сожалению, проигрываем.

Брендом мог бы стать круизный туризм, очень популярный в мире и прибыльный, ведь таких рек, как в Югре, в Европе нет. Стоя на берегу Оби, иностранцы не могут понять: почему у реки не видно берегов? И круизный туризм убирает наши антиресурсы: мошку и энцефалит. Но наш старый флот не подходит для туризма, а комфортабельных судов нет. А ведь на этот вид туризма, как шашлык на шампур, можно насаживать другие туристические направления: этнографическое, экологическое, спортивное, культурное и так далее. Например, в Шапше ещё сохранилась архитектура и культура русских старожилов. Но специально туда никто не поедет, а в качестве дополнения к круизу – да.

Мнение

Директор туристической базы Павел Заруцкий:

В округе много баз отдыха в живописных местах, на хороших озёрах – там можно заниматься даже подводной охотой. В одном только Ханты-Мансийском районе таких баз около 30. Чтобы туда добраться, нужно заказывать вертолёт. Это дорого. Поэтому важно развивать в округе малую авиацию. Лучше гидроавиацию, потому что у нас кругом вода. Это направление активно развивается на Ямале, Камчатке, в Магадане. Тогда в любую точку региона можно будет людей возить – начиная от Приполярного Урала и заканчивая близлежащими озёрами: Эндра, Медвежье, Ваштор. Взлетел, 10 минут – и ты, например, на Эндре. Плюс можно попутные вопросы решать. Например, по лесопатрулю в пожароопасный период.

Как спланировать путешествие?

Консультант по приключениям Дмитрий Сотников:

Планируя путешествие, нужно оценить его по пяти параметрам. Возьмём, к примеру, Приполярный Урал. Горы, отсутствие связи, людей, медицины, дикие животные – за безопасность двойка. Логистика то же самое. За питание можно поставить разные оценки в зависимости от того, умеет человек готовить на костре или нет. Пусть будет три балла. Что остаётся: быт и гигиена – это палатка, костёр, туалет в кустах, мыться придётся в ручье, максимум в походной бане. Тоже двойка. Последний параметр – анимация. Ставим высшую оценку, потому что это уникальное место. Получается 14 баллов из 25 возможных. Здесь нужно остановиться и решить, пересилит эмоциональная составляющая все остальные сложности или нет. Если семья готова ехать, то нужно усиливать каждую из этих позиций. Подумать о безопасности. К примеру, взять с собой проводника с оружием, человека, который будет заниматься бытом. Достать спутниковый телефон. Повысить навыки оказания медицинской помощи и так далее. В этот процесс можно включить всю семью. Это своеобразная игра, которая тоже имеет элемент полезности. Даже если тур не состоится, люди приобретут полезные навыки.

кстати
Стоимость путёвки на человека на начало июня 2021 года (7 дней, питание, проживание, медицинская страховка, перелёт туда-обратно из Москвы): Сочи – от 27 тыс. руб.; Турция – от 28 тыс. руб.; Югра (Приполярный Урал) – 77 тысяч (в стоимость входит перелёт из Ханты-Мансийска в Саранпауль и обратно, не учтена дорога из Москвы в столицу региона и обратно).