В округе началась навигация. Корабли - на плаву и будут ходить по 34-м маршрутам. Они повезут грузы в труднодоступные уголки Югры, соединят людей из деревень и посёлков с районными центрами. При нашем сибирском бездорожье речной транспорт - один из важнейших, а общая протяжённость речных путей составляет ни много ни мало - 5099 км. (Путь от Ханты-Мансийска до Москвы туда и обратно).
Дороги жизни
Как обычно, доплыть на водном транспорте можно будет до наших соседей: Ямало-Ненецкого автономного округа и Томской области. Компания «Северречфлот», ответственная за перевозку пассажиров в округе, с помощью окружных дотаций сохранила прошлогодние цены почти на всех маршрутах, кроме рейса «Ханты-Мансийск – Берёзово». Тут цены выросли на 10%, и на конец мая составили 1631 рубль. Появился в этом году новый маршрут - «Белоярский – Ванзеват». А сургутяне организовали прогулочный рейс на теплоходе «Москва». Днём речники будут катать детей, а вечером – всех желающих. Детский билет можно будет купить за 150 рублей, а взрослый - за 300.
В прошлом году услугами речного транспорта воспользовались около 307 тысяч человек. По словам директора по пассажирским перевозкам Марины Камыниной, в последние годы фиксируется увеличение мобильности югорчан. Чтобы помочь жителям даже самых отдалённых деревень почувствовать себя свободными в передвижении, было построено 10 новых причалов от Ханты-Мансийска до Троицы. На ремонт пассажирских судов потрачено 50 млн рублей. Эти средства позволили окружной флотилии провести полную ревизию техники и создать резерв на случай непредвиденных ситуаций.
Мутная вода
Однако, не всё так радужно в нашем судоходстве, как кажется на первый взгляд. В конце навигации прошлого года Федеральное агентство морского и речного транспорта неожиданно не продлило сроки обслуживания судоходной обстановки, и речная пассажирская навигация была свёрнута на неделю раньше срока. Компания-перевозчик понесла убытки, а люди не смогли воспользоваться речным транспортом «лишнюю недельку», потому что движение по рекам без выставления буйков и специальных знаков запрещено.
Причина – несостыковки в госзаказах. Мол, навигацию открыли на неделю раньше, на неделю раньше и закроем. Не успели речники справиться с одной напастью, как возникла другая: в прошлом году российское правительство приняло решение о том, что обслуживание боковых и малых рек в округе будет происходить не за счёт государства. За чей счёт будут оплачиваться многомиллионные затраты на содержание тысяч километров рек, выясняли на самом высоком уровне. Пришли к тому, с чего начали – оплачивать всё будет округ. При открытии сезона 2012 с большим трудом знаки судоходной обстановки были вовремя выставлены на участках рек: Вах, Большой Юган, Северная Сосьва и Конда.
Погода в Югре тоже не облегчает речникам жизнь: за прошлый год из-за метеоусловий не состоялось 105 рейсов. Из-за огромной территории округа совершенно уникальная ситуация сложилась в Берёзовском районе на реке Северная Сосьва. Уже к июлю уровень реки там падает до минимума и не позволяет обычным судам ходить по маршруту «Игрим-Сосьва». Для этого в «Северречфлоте» планируют купить 2 судна на воздушной подушке «Ирбис», вместимостью 32 человека. Пока же местное судоходство владеет лишь тремя подобными судами под космическим названием «Марс».
Самой неожиданной проблемой для речников стала катастрофическая нехватка судоводителей и судомехаников на скоростном флоте. Лишь один ханты-мансийский колледж готовит специалистов – судомехаников. А ближайший университет, который готовит капитанов речных судов, находится в Новосибирске. Югорские речники всячески привлекают к себе внимание молодых специалистов – предоставляют жильё, дают высокую зарплату, но пока желающих ходить по югорским рекам немного.
Смотрите также:
- Почти 300 тысяч человек перевезли в Югре за время навигации 2015 года →
- Без речного транспорта жители Югры будут отрезаны от «большой земли» →
- По воде, как по суше будут ходить суда на воздушной подушке →