Особая народная культура

Фото: автора

Зачем нам в современном обществе нужны промыслы и ремёсла? При всей дискуссионности поставленного вопроса простого ответа на него быть не может.                

   
   

Другие стандарты?

Один вопрос порождает другие, например: «А ремесло — это искусство? Человек, создающий своими руками утилитарные предметы или сувениры, - художник? Народный мастер — это признание или привилегия»? Вопросы эти далеко не праздные. Наша «техногенная цивилизация» не просто изменила уклад жизни. Она разрушила, по сути, традиционную культуру, отправив за какие-то десятилетия «в утиль» многие знания и опыт, которые нарабатывались веками не одним поколением людей, внедрила другие жизненные стандарты.

Так что традиционные народные художественные промыслы и ремёсла сегодня остаются теми самыми культурными символами, которые хранят историческую память прошлых цивилизаций. Не отсюда ли невероятный интерес к ним?

В Югре под эгидой ЮНЕСКО и патронатом Правительства Югры уже 7 лет проходит Международный фестиваль ремёсел коренных народов мира «Югра-2012». Он собирает не просто заинтересованных людей, изучающих  и пропагандирующих народное творчество — учёных, искусствоведов, но и тех, кто возрождает забытые и утраченные технологии, сохраняет и развивает их, передавая свой опыт другим, - народных мастеров, учителей дополнительного образования, художников, дизайнеров.  

По справедливости

Жительница Ханты-Мансийска Мария Эккерт работает в отделе маркетинга Института развития образования. Она - народный мастер России и член Союза художников РФ.

«Свой путь в народном искусстве я начинала с шитья кукол, — рассказывает Мария Григорьевна. - Потом увлеклась бисероплетением, вязанием, шитьём и вышивкой, традиционным костюмом. Участвовала во многих окружных конкурсах, в том числе - и «Мастер года», фестивалях ремесёл, научных конференциях, мастер-классах и обучающих семинарах. Благодаря этому, освоила все виды южнохантыйской вышивки, которую возродили в школе-мастерской народных промыслов Урая. С удовольствием ношу платье, которое расшивала сама. Теперь взялась за мансийскую вышивку - тоже редкую и фактически утраченную. Представлю своё изделие на международный конкурс, хотя не уверена, что смогу победить - не набила ещё руку».

Победить Марии Эккерт, действительно, не удалось. «Это справедливо, - говорит она, - что жюри назвало победителем нашего учителя - Викторию Шашкову. Именно она восстановила технологию вышивки».

   
   

А вот Ольга Костюк из п. Салым Нефтеюганского района неожиданно для самой себя стала лучшей в номинации «Ткачество». За дни фестиваля она соткала традиционные хантыйские мужские пояса и подвязки.  Ольга Леонидовна, несмотря на инвалидность, работает. У себя в посёлке ведёт детский кружок национального творчества. У коренных жителей - юганских ханты - она научилась плести из бисера, шить  национальную одежду, вязать.

У Ольги Костюк  - семеро детей. Они - её первые ученики. С раннего возраста Ольга Леонидовна приучает их к рукоделию. Старшие дочери уже сами шьют хантыйские платья, плетут национальные украшения, вяжут.

«Дети-ханты должны владеть своими традиционными ремёслами, — говорит Ольга Леонидовна. - Это пригодится в жизни. Таким трудом всегда можно заработать на хлеб. Да и приятно появиться на сельском празднике в национальной одежде».

По словам специалистов, ремесло как часть повседневной жизни остаётся основным условием сохранения особой специфической ментальности народа, которая крайне необходима для педагогики, социологии и экономики.

К примеру, когда-то большим спросом пользовались ворсовые ковры, которые изготавливались на фабриках Тюмени и Ишима. Благодаря энтузиазму работников Тюменского центра прикладного творчества и ремёсел, это производство вновь возрождается, и, кто знает, может, «Тюменский ковёр» вновь станет брендом. 

Меняем профессию на хобби

Программа развития туризма в Югре требует создания сувенирной продукции - мелких серий предметов традиционных промыслов. И теперь очень важно разрешить проблему тиражирования. А для этого человека надо сначала обучить, а затем помочь создать ему условия для производства, и не столь важно, что это будет - центр ремёсел или семейная мастерская.

Участника фестиваля «Югра-2012» Якова Салиндера из п. Яр-Сале Ямальского района премудростям народного ремесла обучала бабушка.

«Я рано остался без матери, - рассказывает Яков Янговывич. - Бабушка меня привязывала к шесту чума, чтобы я не убежал, а сама садилась и шила из меха одежду, обувь, сумочки. Я сначала смотрел, что она делает, потом сам взял иголку. С тех пор и  шью».

Шьёт Яков так, что жюри признало его - оператора почтовой связи и по совместительству почтальона - лучшим в номинации «Художественная обработка меха». Женская меховая сумка, сшитая его руками, по качеству исполнения, соблюдения традиций и технологии изготовления, превзошла мужскую меховую сумку, сшитую женщиной! Этот наглядный пример ломает устоявшиеся стереотипы о делении ремёсел на женские и мужские. К примеру, Игорь Леонтьев из г. Светогорска Ленинградской области вышивает и шьёт, а Наталья Бекасова из Тобольска делает из глины лучшую керамику, Светлана Шабурова из Перми лучше других умеет валять из овечьей шерсти.

Народные промыслы, которым всегда отводилась роль досуговой деятельности, уже для многих стали не просто увлечением — профессией. Немало примеров, когда хобби вынуждало сменить профессию.

Так случилось с Андреем Собакиным. Медик по образованию, он настолько увлёкся растительными материалами и растительным  дизайном, что оставил скальпель хирурга. Теперь Андрей Иванович - народный мастер Пермского края, занимается плетением из корней и стеблей.

А Валерий Баранов из г. Саранска у себя в Мордовии известен как специалист по ткачеству из различных материалов. Он сам пробует возродить старинное крапивное ткачество. Ещё одна его страсть - это плетение из бересты. Участников фестиваля он немало удивил тем, что, находясь в деревне Вата, за весьма короткое время сумел заготовить местную бересту и затем сделать из неё конкурсную работу - берестяной ранец.

В наши дни необычайной популярностью у женщин пользуется лоскутное шитьё. Оно уже давно стало одним из видов современного декоративно-прикладного творчества. Именно  лоскутное шитьё больше всего привлекло Людмилу Шатохину из Тюмени.

Нет у Людмилы Николаевны звания народного мастера. По профессии она - инженер-электронщик. По её словам,  лет 10-12 назад она начала заниматься только тем, что нравится.

«Я уже 17 лет как официально не хожу на работу, - говорит Людмила. - Всегда любила тряпочки, шить, вязать. Работая инженером, шила сыну костюмы для бальных танцев. Позже самостоятельно освоила все виды художественного текстиля. Сейчас умение рукодельничать помогает мне материально. Хотя я не ставлю задачу - заработать деньги или какие-то регалии. Оценки для меня второстепенны. С удовольствием провожу занятия в общественном клубе лоскутного шитья «Матрёна», куда приходят люди после тяжёлой болезни. Помогаю им вернуться к жизни. А вообще, мне нравится оформлять выставки, шить для себя, своей семьи вещи и аксессуары. И мне кажется, я себя нашла в этом».

Коллекция дизайнерской одежды и аксессуаров, которую Людмила Шатохина показала участникам фестиваля, была высоко оценена профессионалами. Вполне возможно, что её работы будут представлены на фестивале современного искусства в Ханты-Мансийске, который состоится в сентябре.